Контракти.ua

Автор: Владимир Золотoрев —  8163  —  22.05.12
Ради денег на Земле: зачем мы ходим на работу?
Ради денег на Земле: зачем мы ходим на работу?

Как выглядит такое явление, как работа, в представлении людей? Работа — это место, куда человек должен приходить, выполнять там некоторые операции или просто посещать это место в установленное время (редкий пока для нас вариант работы — это некоторый объем чего-то, что необходимо сделать в определенный срок). Работа нужна потому, что за ее посещение выдают деньги.

Такое представление характерно для большинства людей, не только украинцев. За этими представлениями закрепилась репутация научных и единственно возможных. Министры, эксперты и разного рода советники рассуждают об уровне зарплаты, безработице и тому подобных «экономических параметрах» исходя именно из таких представлений.

Итак, суть работы состоит в том, что мы терпим ее ради денег. Однако действительно ли сами по себе деньги являются целью наших усилий? Народная мудрость в этом вопросе занимает взаимоисключающую позицию. С одной стороны, она утверждает, что не в деньгах счастье, с другой — ехидно добавляет, что счастье — в их количестве. На самом деле, конечно, деньги не имеют никакого значения. Имеют значение те блага, которые можно за них приобрести. То есть когда мы ходим на работу, мы поступаем так потому, что это позволит нам затем получить какие-то блага, которые мы ценим.

Ценность и богатство. И тут возникает следующий вопрос — ценности. Представим себе человека, у которого все есть, точнее, у которого нет проблем в приобретении чего бы то ни было. Как его назвать? Скорее всего, его нужно назвать богатым. Как можно измерить его богатство? Это на самом деле далеко не праздный вопрос. Это один из самых важных вопросов для понимания экономики. Для наглядности возьмем три версии богатого человека: миллиардера Гейтса, товарища Сталина и какого-нибудь святого отшельника Брахмапутру. Миллиардер Гейтс может получить многие вещи, потому что он обладает большим запасом денег. Товарищ Сталин может получить вообще любую доступную в природе вещь без всяких денег, потому что он товарищ Сталин. Святой отшельник ничем не отличается от этих двух персонажей потому, что он тоже имеет все, что ему нужно. Все три человека, несмотря на большие различия между ними, безусловно, богаты.

Еще один пример. Думаю, многие слышали выражение «старые деньги». Старые деньги — это не столько деньги как таковые, сколько капитал, связи, опыт и другие возможности. Они позволяют их обладателям получать то, что другие не могут получить и за деньги. Богаты ли обладатели старых денег? Безусловно. Но их состояния в чисто денежной форме могут быть незначительны.



Владимир
Золоторев

гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.

Богатство — это легкость, с которой мы можем получить блага, в которых нуждаемся. Но та версия экономического языка, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни, делает упор на разного рода цифры и показатели. В этом языке ценность имеет денежное выражение цены. Но вот простой вопрос: что происходит с товаром после того, как он куплен? Какова теперь его цена? Куда она вдруг исчезла?

Когда мы начнем разбираться в этом, мы увидим, что не столько сами товары обладают ценностью, сколько те или иные представления о ценности благ порождают к жизни те или иные товары. Вот сколько вам нужно автомобилей марки «Порше» для счастья? Или вы предпочитаете Роллс-Ройс? Сколько стоят книжки, которые вы купили, но так и не прочитали? Почему вы говорите, что «никогда не оденете вот эти брюки»? И чем вам не нравятся блестящие спортивные штаны с полосками? По моим наблюдениям, каждый украинец является обладателем изрядных запасов постельного белья. При этом используется лишь малая его часть. Это добро досталось ему еще со времен, когда белье было не просто тряпками, а признаком статуса. Другие товары такого же типа, например, ковры и хрусталь, несмотря на то что продавались в свое время по серьезной цене да еще и из-под полы, теперь не только не покупаются, но и изгоняются с позором из современных жилищ. Эти примеры можно продолжать до бесконечности.

Ценность имеет исключительно субъективную природу. То, что нужно одному, совершенно не подходит другому, и, собственно, это обстоятельство (то, что все мы разные) и является причиной существования такого явления, как экономика. Даже вещи, которые кажутся нам безусловно объективными, такие как пища или крыша над головой, не являются таковыми. Объективность означает, что эти потребности существуют вне зависимости от нашей воли, однако очевидно, что это не так. Люди могут добровольно отказываться от пищи ради достижения других целей, которые считают более важными.

Выбор. Природа человека такова, что он действует выбирая. Ориентир для выбора — та ценность, которую каждый из нас приписывает той или иной цели. Причем в каждый момент человеческой жизни эти ценности, как мы выяснили, меняются под влиянием обстоятельств, опыта и других людей. Выбирать — означает отказываться, означает жертвовать одной ценностью в пользу другой.

Так зачем же мы работаем? Смысл этого занятия состоит в том, что мы отказываемся от того, что могли бы делать, если бы не «ходили на работу», в пользу тех благ, которые мы можем получить, если будем работать. Понимание этого обстоятельства (которое только на первый взгляд кажется простым) сильно облегчает жизнь. Совсем не обязательно становиться святым отшельником Брахмапутрой, ходить на всякие разные «семинары личностного роста» и мучить себя иными изощренными способами. Достаточно понять, чего же ты хочешь на самом деле, и придерживаться своих желаний.

Карьера, успех и сопутствующие им крысиные бега являются лишь одной из многих возможных целей, которые могут выбирать люди ценой отказа от других целей. Карьера, успех и крысиные бега ни в коей мере не следуют из «экономической теории», не являются ни обязательной, ни даже желательной линией поведения.

Статьи по теме
Главный урок эпидемии: человечество больше не может позволить себе государство
Главный урок эпидемии: человечество больше не может позволить себе государство

История с эпидемией COVID-19, которая, судя по всему, близится к своему финалу, содержит в себе несколько важных сведений об обществе, в котором мы живем.
04.06.20 — 9777

Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают? (часть 2)
Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают? (часть 2)

В предыдущей колонке мы говорили о том, что гиперреакция на вирус политиков и чиновников объясняется стимулами, которые воздействуют на них. Поскольку эти стимулы одинаковы во всем мире, то и реакция политиков одинакова.
28.05.20 — 4601

Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают?
Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают?

В этой колонке поговорим о том, как люди объясняют себе действия властей по блокаде экономики и прочему закручиванию гаек в эпоху коронавируса. Почему это важно? Это важно потому, что попытки рационализации каких-либо действий неизбежно приводят к “достраиванию” реальности до состояния в котором эти действия являются нормальными, а значит и предсказуемыми. И уже в рамках этой “достроенной” реальности люди планируют свои ответы на ситуацию. Адекватное понимание порождает адекватный ответ.
21.05.20 — 3961