Вчера киевские таксисты протестовали против «реформ» рынка таксомоторных перевозок, наработанных рабочей группой, созданной при участии Киевской горгосадминистрации и Министерства инфраструктуры.
Напомним, что реформа предусматривает, в том числе, что автомобили такси должны быть одной марки и одного цвета; ежедневный медицинский осмотр водителей; технический осмотр подвижного состава перед выездом и т. п. Вследствие этого минимальная стоимость проезда по городу повысится с 25 до 65 грн, а тарифы — с 2,5-4 до 11 грн за километр.
Интересно, что в интернетах оказалось довольно много людей, которым нравится «наведение порядка» на рынке такси. В их жизни случались печальные моменты, когда такси не могло «найти машинку» или им не нравился приехавший на вызов автомобиль. Или водитель. Еще есть много удивительных людей, которые почему-то рассказывают о том, как устроено такси где-нибудь в Лондоне или Будапеште. Однако, мы живем в Украине. И это отнюдь не оправдание, а просто констатация того, что в каждом месте — свои условия. Например, привычки, традиции и просто состояние дел. Например, в США большинство людей имеет свой личный транспорт. Поэтому такси там — для бедных. В СССР такси было признаком богатства (как известно, «наши люди в булочную на такси не ездят»), а в Украине основной потребитель — средний класс. Во многих странах вы никогда не поймаете частную машину выйдя на дорогу с протянутой рукой - нет такой традиции, у нас же такая традиция есть. И так далее и тому подобное.
Государственное такси умерло в начале 90-х. И именно по причинам, которые теперь хотят воспроизвести авторы новоявленной «реформы», а именно - оплата проезда «по счетчику», тарифы, устанавливаемые начальством, разного рода обязательные осмотры, обязательные таксопарки и т. д. и т. п. Такси победило частный извоз, «правило поднятой руки» и наличие множества водителей, готовых подзаработать. Возродилось же такси тогда, когда частный извоз организовался в диспетчерские сети. Фактически, нынешнее такси, по крайней мере, в Киеве, это конкурирующие между собой диспетчерские службы. Реальное преимущество такси над частным извозом — возможность вызова в точку, где вы находитесь. Вместо того, чтобы торчать на дороге, вы можете за те же деньги спокойно находиться дома или еще где-нибудь.
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
В стране, где почти ничего не работает, такси является редким приятным исключением. Во-первых, цена услуги постоянно падает. Во-вторых, конкуренция приводит к дифференциации услуги. Многие службы имеют «в загашнике» дорогие машины, микроавтобусы и т. д. и т. п. Хотите кожаные кресла и водителя-негра в ливрее и белых перчатках? Любой каприз за ваши деньги. Заказывая такси в интернете, вы получаете информацию о марке доступной машины и можете отказаться, если это, скажем, «Жигули». И так далее и тому подобное.
Теперь это все хотят убить ради бюрократической отчетности.
Пример убийства такси характерен еще вот каким обстоятельством. Задумайтесь - какое право вообще имеют Попов и Колесников узурпировать то, что создали другие люди, то, что прекрасно работает и приносит пользу? Ведь речь идет именно об этом. Если Попову и Колесникову так хочется такси одного цвета с шашечками и счетчиком, пускай открывают свою муниципальную компанию и конкурируют. Они ведь беспокоятся о том, что у нас якобы нет этих замечательных услуг — ну так предоставьте их нам, а мы посмотрим! Так нет же, почему-то эти люди вкупе с разного рода депутатами, экспертами и прочей.....эээээ....публикой убивают законный бизнес других людей, чтобы навязать нам свою монопольку. Эта история, кстати, - лишнее напоминание тем, кто удивляется, когда им говорят о том, что все, что нас окружает, находится в чьей-то собственности. В данном случае, чиновники считают такси своей собственностью, на которой по недоразумению пасутся какие-то другие люди. И что интересно, они действительно являются фактическими владельцами этой собственности, коль скоро законным порядком устанавливают для нее правила и коль скоро мало кто протестует, а многие даже одобряют.
И последнее. Раньше попытки нашего государства регулировать то, что уже было давно зарегулировано человеческой практикой, обычно заканчивались провалом. Государство что-то там себе «принимало», начинались какие-то дискуссии и протесты, а потом все тихой сапой возвращалось на круги своя. Нынешняя же власть столь разрушительная и столь ненавидима людьми именно потому, что она пытается делать то, что говорит. Остается надеяться только на коррупцию.