Еще какие-то два-три года назад социальные сети были игрушкой для молодых продвинутых «юзеров», а сегодня почти все компании думают о том, как использовать их потенциал для своего бизнеса. И, кажется, статистика этому благоприятствует, мы видим впечатляющий рост аудитории социальных сетей и количественный и качественный. Однако, уже сейчас раздаются голоса скептиков о том, что эфективность коммуникаций в соцсетях сильно преувеличена.
Почему же некоторые украинские компании (пока не могу сказать, что многие, но все же) ощущают определенное разочарование от работы в сетях? Возможно ответ в том, что многие из уже разочаровавшихся (и, увы, из тех, кому еще предстоит столкнуться с низкой отдачей от своей деятельности в сетях) очень мало знают о том, что же такое социальная сеть, как работает информация, попадая туда, каким образом следует организовывать свои ключевые сообщения, чтобы они влияли на представителей целевых аудиторий.
Совсем недавно я посетил одного коллегу, который руководит достаточно крупным предприятием с серьезным рекламным бюджетом. Коллега на нашу встречу опоздал и, извиняясь, сказал, что задержали его презентации агентств, участвующих в тендере на Интернет-продвижение одного из брендов компании. Разумеется, мне было интересно что же было предметом тендера. «Да мы вообщем не писали техническое задание, – сказал мой собеседник, – агентства профессиональные, мы уверены, что они предложат массу идей, а мы выберем наиболее интересные.» Мне лично это напомнило сцену из старой советской комедии «Берегите женщин»: «Капитан! – боцман вбегает на капитанский мостик – Кок сушит макароны на палубе!», «Он профессионал, знает что делает. ЧТО!?» – отвечает капитан.
А ведь правда, представьте себе тендер, положим, на бухгалтерские услуги – где потенциальные подрядчики не имеют представление ни об объеме платежей, ни о количестве подразделений предприятия, количестве сотрудников, которым необходимо посчитать отчисления в разные фонды и т.д. и т.п. Какое же будет предложение от контрактера? В лучшем случае – переработанное предложение, подготовленное для другой фирмы, в худшем – взятое из наиболее популярного в Украине источника информации, то есть – с потолка. Не может быть такого тендера для бухгалтеров скажете Вы. Конечно, не может.
Почему же компании-заказчики тщательно выверяют объемы работы, проверяют квалификацию контрактеров и вообщем следят за тем, чтобы все было «как нужно» в случае тех же бухгалтеров (и тысячи других случаях), а в случае с продвижением в сетях не делают этого? Ответ прост – мода, недостаток информации, в некоторых случаях присущее многим из нас ожидание некоей волшебной палочки, которая решит все наши проблемы большие и малые.
Социальные сети могут быть мощным средством коммуникации для Вашей компании, но пользоваться им нужно уметь. Если же выходить в сети неподготовленным, можно больше утратить, чем приобрести.
Дмитрий Конык, консультант по стратегическим коммуникациям