Контракти.ua

Автор: Владимир Золотoрев —  5800  —  12.01.12
В 2012-м начнем жить своим умом
В 2012-м начнем жить своим умом

Похоже, что наступивший год может стать поворотным пунктом в украинской политике. И не столько потому, что в этом году нас ожидают парламентские выборы, сколько потому, что сами условия, в которых они будут проходить, могут очень отличаться от нынешних.

Оставим в стороне внутренние условия и два слова скажем о внешних факторах, просто для того, чтобы обозначить проблему. Эти самые внешние факторы имеют значение из-за специфического восприятия украинцами политического процесса. Политически активные украинцы твердо уверены в том, что существуют некие объективные «модели», которые можно «перенимать» и «внедрять». Эти модели реализованы за границей и тут уж дело симпатий украинца — какая модель ему больше нравится. То есть, заграница имеет для нас не политическое и экономическое, а идеологическое значение. Она является источником примеров в бесконечных идейных войнах, которые ведут между собой украинцы в интернетах. При этом, такое понимание распространяется не только на обычных, но и на необычных людей вроде политиков, экспертов и т.п.

Теперь отметим два события, которые случатся в 2012 году. Это президентские выборы в России и в США.

Президентские выборы в России имеют большое значение, так как «управляемая демократия» имени Путина — это тот образец, на который равняется украинская власть, это некая цельная идейная конструкция, ведущая самую активную жизнь в умах украинцев и в украинском политическом пространстве. Так вот — любой итог выборов плох для сторонников этой модели, ибо теперь очевидно, что даже если Путин опять выиграет выборы, «просто так» это уже не пройдет. События, которые могут произойти в России во время и после выборов деморализуют сторонников путинского режима в Украине и дадут надежду его противникам. Есть только один вариант развития событий, который выглядит, как победа путинской идеологемы — это откровенно репрессивная диктатура. Однако, и для России и уж тем более для Украины, если ее власть решит перенять такой опыт, это наихудший из всех возможных вариантов. Репрессивная диктатура «работает» только, когда пользуется поддержкой населения. Если этой поддержки нет, такой режим означает, что события полностью вышли из под контроля властей и дальше будут развиваться самым непредсказуемым образом.

В общем, совсем не исключено, что после мартовских выборов в РФ мы получим такую внутриукраинскую идеологическую ситуацию, в которой парламентские выборы могут действительно повлиять на траекторию нашего движения.

Что до выборов в США, то они имеют более серьезное, хотя и менее заметное поначалу значение. Дело в том, что эти выборы могут стать первыми выборами, на которых под прицелом окажутся не «отдельные недостатки», а сама политэкономическая модель, сложившаяся на Западе с 30-х годов прошлого века. Это модель «государства всеобщего благосостояния», которую у нас ошибочно именуют «капитализмом». В итоге, может оказаться так, что без идеологического руля и ветрил останутся не только украинские сторонники «жесткой руки», но и сторонники «прогресса и демократии». И это не может не радовать, так как  значительно увеличивает шансы того, что мы начнем, наконец, жить своим умом.

Статьи по теме
Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают? (часть 2)
Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают? (часть 2)

В предыдущей колонке мы говорили о том, что гиперреакция на вирус политиков и чиновников объясняется стимулами, которые воздействуют на них. Поскольку эти стимулы одинаковы во всем мире, то и реакция политиков одинакова.
28.05.20 — 4434

Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают?
Стимулы и рептилоиды или Почему они это делают?

В этой колонке поговорим о том, как люди объясняют себе действия властей по блокаде экономики и прочему закручиванию гаек в эпоху коронавируса. Почему это важно? Это важно потому, что попытки рационализации каких-либо действий неизбежно приводят к “достраиванию” реальности до состояния в котором эти действия являются нормальными, а значит и предсказуемыми. И уже в рамках этой “достроенной” реальности люди планируют свои ответы на ситуацию. Адекватное понимание порождает адекватный ответ.
21.05.20 — 3802

Кто же “ничего не делает”?
Кто же “ничего не делает”?

В дискуссиях по поводу необходимости локдауна сторонники домашнего ареста и разрушения экономики постоянно задают вопрос “так что же теперь ничего не делать”? (Мы уже как-то обсуждали эту тему, но в другом контексте). Этот вопрос очень показателен сам по себе, безотносительно к тематике обсуждения. Он почти всегда возникает у сторонников государственного регулирования вне зависимости от того, о чем идет речь.
23.04.20 — 3113