Как многие знают, Конгресс США должен до 2-го августа принять решение об увеличении (или неувеличении) так называемого потолка государственного долга. Сейчас этот потолок составляет 14, 3 триллиона долларов, однако государство выходит за его пределы и если он не будет поднят, то это будет означать дефолт.
Обама предлагает поднять потолок на 2,4 триллиона. Насколько можно судить, республиканское большинство может проголосовать за поднятие потолка в обмен на программу сокращения расходов. В направлениях сокращения расходов и состоит пока что конфликт между президентом и конгрессом. Обама ничего сокращать не хочет, а деньги собирается добывать азаровским методом — увеличивая налоги (конечно же, «на богатых»). Республиканцы же хотят сокращения социальных расходов и расходов на госаппарат, а налоги увеличивать не хотят.
Скорее всего, дело все равно завершится очередным поднятием потолка, однако для нас важно не само это событие, а магическое слово «дефолт», фигурирующее в нем. Учитывая, что периодически ведутся разговоры о дефолте Украины, не мешало бы поразмыслить над тем, что же это все-таки такое.
Не вдаваясь в этимологию термина, будем иметь в виду, что дефолт в нашем случае — неспособность погасить долг (чаще всего в виде неспособности вносить регулярные платежи). Что делать в этом случае с частными лицами и корпорациями — хорошо известно. А вот что делать с государством?
Мифология, накрученная за сотни лет вокруг понятия «государство», сильно искажает реальность и заставляет воображение рисовать страшные картины. На самом деле, ничего особенного не происходит. В любом случае — частного лица, корпорации или государства, кредиторы, прежде всего, заинтересованы в возврате долга. На практике это означает, что их нужно убедить в том, что должник готов сотрудничать, и изменить структуру своих доходов и расходов, для того, чтобы выплатить долг.
История знает примеры суверенных дефолтов, причем, именно в США. В 40-х годах 19 века 8 штатов и одна территория попали в ситуацию дефолта по облигациям. В этой истории штат США может рассматриваться как тот самый «суверен», дефолт которого грозит сейчас всем США. То есть, кредиторы в 19-м веке, ничего не могли поделать со штатом-должником, (как сейчас не могут ничего поделать с США в целом), они не могли ничего потребовать от центрального правительства (напомню, что дело происходило до Гражданской войны, которая увеличила полномочия центра) и не могли даже подать в суд на штат, чтобы потребовать возврата долгов. Даже такие неблагоприятные обстоятельства не помешали тому, что половина дефолтеров рассчиталась по долгам к концу десятилетия. Причина — репутационные риски. Так что, если правительство США заинтересовано и дальше быть правительством США, то все будет оk. А нет — так нет.