Доктор-инфекционист Евгений Дубровский рассказал в интервью журналу "Новое время", что не менее 90-80% болеют в легкой форме, не требующей особого лечения. И только социальная дистанция и изоляция больных могут тормозить пандемию.
- Что сейчас происходит с пандемией, насколько ситуация отличается от весенней, карантина?
То, что мы сейчас видим – закономерный процесс распространения нового респираторного заболевания.
COVID-19 – респираторное заболевание с высоким уровнем заразности. Нет ничего удивительного в том, что ковидом болеют многие. А почему должно быть наоборот? То, что нам это не нравится и это звучит пессимистично, это понятно. Чтобы не происходило таких массовых заражений, нужны были определенные действия и меры со стороны всего мира, со стороны ВОЗ и других структур еще на начале эпидемии. А сейчас мы имеем дело с естественным процессом, на который влиять и который контролировать очень сложно.
Если бы вы спросили меня как эпидемиолога (по воле случая приходится высказываться, ведь таковых специалистов почти не осталось): какая ситуация? Я, увы, пессимист. Наше счастье и большое везенье, что вирус оказался не таким уж и страшным, не таким смертельным. Потому что весь мир оказался не готов к таким вызовам. Ужасные ошибки и просчеты в изоляционных и карантинных мероприятиях планетарного масштаба были бы фатальными, если бы COVID-19 был чуть опаснее. Нам повезло. Теперь необходимо все проанализировать и сделать ответственным структурам выводы на будущее.
- Почему увеличивается количество больных, что это провоцирует?
Количество больных увеличилось. Это правда. Кто виноват? Все мы. Потому что, мы болеем и заражаем друг друга. Заражение происходит при близком контакте. Единственное, что сейчас реально работает – это социальная дистанция, т.е. изоляция больных.
Все предельно просто: заболел – сиди дома.
Но в жизни не так легко соблюдать этот принцип. Заболел – не иди на работу, сиди без денег. Заболел – сиди дома и умирай с голоду. Заболел – не иди в поликлинику и лечись дома сам как знаешь. Заболел – не вызывай врача (его ведь заразишь). Заболел – не возвращайся домой, потому что дома пожилые родственники. Но ведь это, бред? Бред… Получается, что нас обвиняют, что мы мол такие несознательные, что неправильно болеем. Вот только вопрос-то: как помочь заболевшему вести себя так, чтобы он не заражал других, но получил адекватную помощь? Вот это правильные вопросы. И на них нужны сейчас ответы от ответственных инстанций.
– Насколько верно утверждение, что в Украине высокая смертность от КОВИД?
Не верно. Это неправда. Летальность от COVID-19 низкая. Как практикующий инфекционист, я вижу, что подавляющее большинство болеет не в тяжелых формах. Согласно мировым данным, а также нашим собственным, не менее 90-80% болеют в легкой форме, не требующей особого лечения. Действующая система мощных стационаров направлена на оказание помощи именно 10-20 оставшимся процентам. Но это тоже большая цифра.
Стационары перегружены. Действительно наблюдается дефицит больничных коек. Количество поступающих большое. Причина кроется в несовершенстве оказания амбулаторной помощи. Потому, что реальные условия не дают возможности полноценно и адекватно вести и наблюдать амбулаторных пациентов. Население настолько уже запугано неправдивой, ложной информацией, что совершенно не знает, что делать и куда бежать. Дефицит доверия, дефицит адекватной проверенной информации заставляет людей заниматься самолечением и принимать ненужные, иногда и вредные препараты.
Автор: Доктор-инфекционист Евгений Дубровский