Андрей Волянский, доктор медицинских наук: Объявление ВООЗ о завершении пандемии 5 мая выглядело, как для меня, несколько запоздалым. Год назад, когда летальность клинических вариантов линейки Омикрон резко упала до 0,5% и ниже а переболела за короткий срок значительная часть населения Земли - основные критерии пандемии – тяжесть и всеобщая восприимчивость потеряли место быть.
Да и основная задача была достигнута давно: 8 триллионов долларов вброшены двумя президентами США в мировую экономику, последующая неизбежная инфляция списана на рост цен на энергоносители и войну в Украине. Кроме этого был отработан практический вариант глобальной вакцинации (13 миллиардов доз – шутка сказать) сомнительными экспериментальными вакцинами. Кроме этого даже в самых демократических странах прощупали степень возможного ограничения демократических свобод. Кроме того мир избавился от 7 миллионов пенсионеров (реально – более 10 миллионов за счет избыточной летальности).
Но утверждать, что пандемия была придумана, нет оснований. Сейчас невозможно однозначно подтвердить или опровергнуть создание исходного вируса в лаборатории (ИМХО, огромное количество вариантов SARS-Cov-2 аргумент в пользу естественной мутации), но количество летальных исходов, безусловно, предопределяет пандемический характер вспышки. 7 миллионов прямых смертей (рисунок 2) от Ковид – это 4% от 180 миллионов умерших на планете за 3 года.
Украина потеряла за 2 первых года 160 тысяч человек. Демографическая статистика за 2022 год пока закрыта, но думаю, еще 50-100 тысяч мы должны добавить к пандемическим потерям. На фоне огромного количества смертей молодых людей (военных и гражданских) в течение 15 месяцев войны, 200 тысяч летальных исходов среди в подавляющем большинстве случаев пожилых людей уже не кажутся такой трагедией.
Вакцинальная кампания открыла ящик Пандоры. Никогда ранее не использовались массово генетические вакцины (как векторные, так и рекомбинантные). Отказ от применения векторной вакцины "Астра Зенеки" уже через год после начала вакцинации из-за огромного количества серьезных побочных эффектов не стал аргументом для прекращения глобальных экспериментов и возврата к традиционным вакцинам. Самые массовые рекомбинантные вакцины (от "Пфайзер" и "Модерны") тоже не показали хороший профиль безопасности (чего стоят только массовые миокардиты у молодых мужчин). Пока мы не знаем отдаленные эффекты попадания вирусного генетического материала в разные системы и органы (больше всего, безусловно, беспокоят мутации в половых клетках привитых). Но главное – вакцинация не давала эффекты защиты. Т.е. терялся сам смысл вакцинации. Вначале под напором статистических фактов было признано, что вакцины не защищают от инфицирования, но значительно уменьшают риск госпитализации и смерти. Позже оказалось, что эффективность против летального исхода очень быстро падает после прививки, в том числе бустерной. В итоге пандемия завершилась не благодаря глобальной вакцинации, а потому, что население Земли стало иммунным (в Великобритании, например, около 90% взрослых имеют антитела к N-белку, т.е. переболели естественным путем.
При этом количество антител к спайк-протеину (S-белку) у переболевших падает гораздо медленнее, чем у привитых и неболевших.
В общем, ситуация крайне неоднозначная. Успешная глобальная финансовая афера под названием "Covid-2019" подталкивает к поиску последующих подобных вариантов.
Автор: Андрей Волянский, врач-иммунолог, заведующий лабораторией иммунореабилитологии Института микробиологии и иммунологии НАМНУ им. Мечникова