Контракти.ua

2493  —  11.07.19
Геральт из Ривии, Бэтмен и широкие народные массы
Геральт из Ривии, Бэтмен и широкие народные массы

Постоянно убеждаюсь в том, что поп-культура — прекрасный социальный индикатор. Сразу замечу, что я ничего не имею против поп-культуры, наоборот, я только «за».

Уровень произведения не зависит от того, было ли оно создано для продажи (как, кстати, было с большинством музыки, которую мы сегодня называем «классической») или исключительно ради искусства. Лажа и шедевры встречаются везде и я бы даже сказал, что «искусство для искусства» продуцирует этой лажи на порядки больше, но это уже мое субъективное мнение.

Понятно, что можно найти поп-культурные индикаторы на множество самых разных вещей, в данном случае я хочу привести примеры из поп-культуры, которые иллюстрируют распространение и укоренение этатизма — религии страха, пессимизма, отчаяния и бессилия.

Первый пример показателен тем, что он относится к одной и той же франшизе в разное время. На нем хорошо видно, как менялись приоритеты, как оптимистичный, жизнеутверждающий индивидуализм сменился мрачным и унылым этатизмом.

Я говорю о Бэтмене. Как мы помним, Бэтмен в кино стартовал в 40-х годах, затем продолжился (как сериал и полнометражный фильм) в 60-х и теперь существует (помимо комикса) как периодически появляющиеся полнометражные фильмы и игры.

Если вы посмотрите киношного Бэтмена подряд, вы почувствует поразительную разницу между эпохами. Бэтмен 40-х и даже 60-х — субъект, самостоятельно принимающий решения. Бэтмен после этой эпохи — игрушка обстоятельств, не субъект, а объект и даже жертва. В 40-х весьма показательно отсутствует тема героя, спасающего мир. Бэтмен не спасает мир, а занимается охотой на преступников. Причем, за преступниками он охотится «по приколу», он дерется с ними «на кулаках» и его довольно часто бьют, причем не какие-то супер-боссы, а самые заурядные бандиты. Темы «героя и народных масс» здесь тоже нет, она начинается в 60-х, и уже затем цветет бурным цветом. После 60-х “народные массы» работают исключительно жертвами преступников, которые убивают их сотнями и тысячами, они пассивны и абсолютно бессильны. В Бэтмене же 40-х жертвы активно сопротивляются преступникам, владелец урановой шахты, запасается оружием, зная, что шахту попытаются «отжать», а Бэтмен постоянно координирует свои усилия с другими персонажами. Наконец сами преступники эволюционировали от японского шпиона (сериал 43-го) и главы преступной группировки (сериал 49-го), мотивы которых ясны и понятны к карикатурным карнавальным персонажам «Панча и Джуди» 60-х. После этого злодеи сделали следующий шаг. Из людей со своими мотивами они превратились в стихию. У злодеев позднего Бэтмена нет целей и нет мотивации. Они просто злодеи и все.

Перемены происходят постепенно, и мы привыкая к небольшим изменениям воспринимаем как должное вещи, которые позавчера казались немыслимыми. Но иногда какие-то отдельные фрагменты выламываются из общей картины и своей несуразностью напоминают о том, в каком процессе мы находимся.

Яркий пример такого фрагмента я обнаружил в «Ведьмаке-3» - шедевре современного игростроения. Да, в нем тоже присутствует нотка, из-за которой я в свое время перестал читать Сапковского. Нотка эта хорошо выражена нашим классиком в словах «О люди, люди, ці дурні козли!” В книге этого нытья и бубнежа, выдаваемого за сложные моральные проблемы, становилось все больше и мне она перестала нравится, но вот в игре этого довольно мало, Геральт там живой, у него есть цели и мотивация, мотивация есть и у противников и у каждой проблемы есть свое лицо. Но вот финал главного квеста последней части стал для меня откровением. В этом квесте Геральд по просьбе одной королевы расследует цепь негораздов, которые преследуют маленькое королевство. В итоге выясняется, что изгнанная в детстве сестра королевы все эти годы копила обиду и собирала силы для того, чтобы....нет, не вернуть себе королевство, а отомстить. Мало того, отомстить не родителям, которые, собственно ее и изгнали, а своей сестре, которая вообще не при чем. Короче говоря, эта самая изгнанная сестра при поддержке  ̶т̶я̶ж̶е̶л̶о̶й̶ ̶а̶р̶т̶и̶л̶л̶е̶р̶и̶и̶ ̶и̶ ̶а̶в̶и̶а̶ц̶и̶и̶ ̶ ̶ ̶  вампиров вторглась в это королевство и почти уничтожила его столицу, несмотря на все попытки нашего героя противодействовать такому повороту событий. Но герой на то и герой, что в конце концов он побеждает и захватывает зачинщицу беспорядков в плен.

И тут наступает решающий момент: вы приводите бунтарку к королеве и та обращается к вам с вопросом, какое ей решений принять. Вы должны выбрать. Каждое решение имеет последствия, которые вам потом показывают. Так вот, лучшим решением по мнению сценаристов «Ведьмака», является не казнь, не заключение в тюрьму и не изгнание (напомню, что негодяйка уложила кучу народу и разрушила половину города), а просьба, типа «обнимитесь сестрички и простите друг друга!». После этого наступает мир, все веселятся и пьют шампанское.

Я уже давно играл в эту игру, но до сих помню свое ощущение, после того, как я убедился, что решение «простить обиды» является лучшим. Я почувствовал себя внутри старого скетча Монти Пайтон, в котором убийца говорит прибывшей полиции: «Я не виноват. Это общество сделало меня таким». Преступника тут же отпускают, а полиция арестовывает «общество», то есть, всех прочих участников скетча.

Я напомню, что это не какой-то случайный недосмотр сценаристов, это финал главного квеста, то есть, результат большей части усилий игрока и его героя. И в нем оказывается, что детские обиды могут оправдать преступления. Они могут разве что объяснить преступления, но не оправдать. Но для сценаристов это одно и то же. Иначе говоря, права для них не существует, это чисто произвольная вещь, которая может быть повернута туда или сюда, в зависимости от идеалов поворачивающего. В данном случае, Геральт, по мысли сценаристов, должен руководствоваться «либеральными» в плохом смысле слова идеалами и потребовать мира, любви и всепрощения.

Итак, вот картина мира, которую нам внушает западная поп-культура. Зло просто существует. Оно просто есть. Иногда у зла бывают причины (детские обиды), и если они есть, то они полностью оправдывают зло. Но чаще это просто стихия. Бороться со злом бесполезно, это просто жест отчаяния и проявление гордыни. Героев нет, все герои очень подозрительны, с нехорошим душком и со своими скелетами в шкафах. Людей не существует, существуют народные массы. Они тупы, необразованны, корыстны, они годятся только на роль жертв и ими надо управлять, чтобы они не совали пальцы в розетку.

Я знаю одну организацию, которая точно выигрывает, если вы поверите в такую картину.

P.S. Кстати, всем, кто уже устал от вымороченности западной поп-культуры, рекомендую обратиться к японскому аниме. Оно выглядит гораздо более здоровым и человечным и его еще не сильно повредила политкорректность и культурный марксизм.