Изображение на этой картинке содержит оптическую иллюзию. Как правило, при первом взгляде люди видят тарелки лежащими кверху дном. Так происходит потому, что привычный нам паттерн восприятия предполагает, что источник света расположен сверху. Но если вы заметите маленькую тарелку слева, у которой тени лежат так, как будто свет расположен справа, то все волшебным образом изменится и тарелки перевернутся, причем сразу на всей картинке.
Мы видим мир готовыми паттернами, мы вставляем информацию в некие готовые рамки. Это не хорошо и не плохо, это так есть и понятно почему — паттерны упрощают восприятие, значительно сокращают время на обработку информации и принятие решений и именно потому они и существуют. Паттерн делает возможным «дорисовать» картину по ее элементам. Если A, B и C связаны некоторым образом, то увидев A и B в подобающей связи, мы «дорисовываем» и С и двигаемся дальше. И так дело обстоит не только в зрительном восприятии. Сложный мыслительный процесс подвержен паттернизации в гораздо большей степени. Собственно, абстрактные конструкции, которыми мы описываем мир, начиная с языка на котором мы это делаем, есть ни что иное, как шаблоны разной степени сложности. Мыслить «вне шаблонов», как призывают нас тренеры по личностному росту, попросту невозможно. Однако, возможно изменить шаблоны, отказаться от тех, которые неверно описывают мир и заставляют нас делать ошибки.
Обычно для изменения шаблона необходимо больше информации, больше фактов и часто другой угол зрения (другая концепция, другое описание целого). Большинство оптических иллюзий построено именно на этом обстоятельстве: мы обманываемся в рамках данных нам обстоятельств, но если мы сможем выйти за их пределы мы получим новые данные, которые позволят избежать ошибки. Поэтому в реальной жизни те же оптические иллюзии встречаются нам в основном на картинках, в «живой природе» увидев нечто необычное мы сразу же начнем искать информацию, с которой можно сравнить то, что мы видим, и, как правило, быстро ее находим, после чего иллюзия исчезает. Оставаясь же в рамках рисунка мы обречены видеть то, чего нет, поскольку в нем нет новых фактов, а сам рисунок есть заданная концепция, заданное описание, за которое невозможно выйти. Иллюзии-перевертыши вроде нашей картинки с тарелками или знаменитого рисунка с девушкой и старухой работают потому, что содержат в себе “новый факт», некую «ошибку», заметив которую ваш мозг может собрать старые данные в рамках новой концепции и получить вместо старухи девушку. Если таких зацепок и сознательно внесенных «ошибок» на рисунке нет, вы обречены наблюдать отрезки разной длины (которые на самом деле одинаковы), кривые линии вместо параллельных прямых и прочие трюки зрения, вызванные заданностью концепции рисунка и ограниченностью информации на нем. Вы можете убедиться в иллюзии только прибегнув к другому способу анализа, например, заменить простое визуальное наблюдение на измерение. Отрезки, которые кажутся вам разными, окажутся одинаковыми, а кривые станут прямыми.
Эта же механика находится в основе и более сложных процессов. Мышление о таких абстрактных вещах как «общество» или «государство» тоже строится на многочисленных шаблонах. Правда, ситуация здесь радикально отличается от оптической иллюзии тем, что всегда есть возможность узнать новые идеи и факты и выйти за пределы заданного «рисунка». Если это не помогает, можно сменить аналитические инструменты и приемы, скажем вместо социологических моделей использовать экономические и тогда мы увидим, что прямые на самом деле параллельны, а отрезки равны. В любом случае, у нас есть способы увидеть истину.
Чаще всего смена шаблона происходит, когда среди фактов и идей вам попадается своя волшебная тарелочка, которая вдруг выстраивает известные вам факты в совсем другую картину, которая мгновенно складывается у вас в голове. Для меня такой тарелочкой (точнее, одной из них) стала мысль о том, что, возможно, все, что нам кажется неправильным и недостаточно хорошим в государстве не является багом, а является фичей. То есть, не налоги собираются для государственных школ и больниц, а школы и больницы строятся ради налогов. И так далее. Такое понимание сразу поставило все на свои места и картинка приобрела логичный и законченный вид.
Действительно, если смотреть на государство, воспринимая его как производителя «общественных благ», то оказывается, что существует слишком много вопросов, на которые нельзя дать ответы. И чем глубже вы исследуете предмет, тем больше таких вопросов возникает. Кто, с кем и на каком основании заключил «общественный договор»? Почему этот договор касается всех, включая тех, кто его никогда не подписывал? Если даже понимать «общественный договор» как подразумеваемые нормы отношений «власти» и «народа», то каким образом из подразумеваемых эти отношения переходят в форму конкретных финансовых обязательств (налоги), за неисполнение которых предусматривается наказание, то есть, переходят в форму контракта, но сам контракт при этом отсутствует? Если это контракт, то когда прекращается его действие? Как выйти из него? Если это контракт, то почему арбитром в нем является одна из сторон («нельзя быть судьей в своем деле» — правовой принцип, без которого нет правосудия). Почему налоги, которые даже современным уголовным правом описываются, как грабеж, таковыми не считаются? На каком основании люди, которые не имеют никакого права принуждать меня, «делегируют» это несуществующее право другим людям? Какая магия превращает неправовые решения, принятые большинством, в правовые?
Все эти вопросы исчезают, когда вы понимаете, что государство возникло из удачливой банды, которой удалось удержать территорию, с которой она собирала дань, два-три поколения. Все эти «демократии», «общественные договоры» и «общественные блага» как до них «божественное право» есть просто способы объяснить и оправдать существование этой системы, причем объяснить так, чтобы в этом объяснении была видна не только польза такого положения дел, но и его неизбежность. Поскольку на самом деле никакой пользы и неизбежности не существует, то «баги» и «противоречия» в концепциях, изобретенных задним числом, неизбежны. И существуют они не потому, что отцы основатели что-то недодумали и не потому, что система развивалась как-то кособоко, а просто потому, что описание не соответствует реальности. Налоги «похожи” на грабеж, потому, что это и есть грабеж, «законодательство» является просто приказами правящей группы, а «демократия», выборы и прочие процедуры призваны обеспечить согласие налогообязанных.
Если вы понимаете, как работает рынок, то у вас исчезнет и другая иллюзия — иллюзия осознанного замысла. Чиновники, политики, журналисты и эксперты не являются злодеями, они ничего не «скрывают от народа» и довольно часто даже не пытаются его обмануть. Банда, которая грабила некую территорию, прекрасно понимала, что она делает, но через несколько поколений это понимание исчезло, появилось «божественное право», затем оно сменилось «правом народа» и прочей демагогией, и все это происходило не только на фоне борьбе идей, но и на фоне борьбы людей, которые действительно верили во все это. Но рынку не интересны ваши намерения, ему интересны и понятны только ваши действия. Вы можете думать все что угодно, вы можете верить в демократию и права человека, но если вы зарабатываете на государственном принуждении, то ваши действия будут развивать те институты и те концепции, которые помогают вам осуществлять это принуждение. Будет ли это «божественное право», «демократия», «права человека», «принцип фюрера», «коммунизм» или «проект Венера» это просто вопрос того, как сложатся обстоятельства на рынке.