Контракти.ua

8544  —  09.10.09
Украинский бизнес еще не видит окончания кризиса
Украинский бизнес еще не видит окончания кризиса

Украинские компании продолжают реагировать на экономический кризис путем снижения затрат, а их прогнозы прибыли на 2009 г. становятся менее оптимистичными.

Как отмечается в результатах четвертого исследования «Влияние экономического кризиса на украинские компании», проведенного компанией «Эрнст энд Янг» совместно с Европейской Бизнес Ассоциацией, прибыльность и объемы продаж компаний продолжают снижаться, как и в предшествующие периоды. Такое мнение высказали 73% и 70% участников, соответственно.
Пять основных проблем, с которыми компании столкнулись с начала кризиса, остаются прежними: девальвация гривны, снижение продаж, задержка платежей со стороны партнеров/клиентов, снижение (временами значительное) спроса на товары/услуги и необходимость снижения операционных затрат.
Как отмечают опрошенные представители компаний, приоритетность проблем изменилась. В сентябре 2009 г. 82% респондентов отметили девальвацию гривны как наиболее серьезную проблему; за ней следует снижение продаж. Важность сокращения размеров компании и увольнения персонала уменьшилась на треть со времени предыдущего исследования, и является самым низким показателем с начала исследования.
В сентябре 51% респондентов ожидают, что их прибыль в 2009 году будет ниже, чем в предкризисном 2008 году.

Кроме того, 27% респондентов ожидают, что их прибыль в этом году уменьшится незначительно, и только 8% компаний указали на то, что они рассчитывают получить такую же прибыль, что и в прошлом году. При этом обе категории статистически намного меньше, чем по результатам предыдущего исследования, когда 39% указали на умеренное снижение и 16% рассчитывали на получение аналогичных результатов. Также несколько больше респондентов (14%) ожидают увеличения прибыли, по сравнению с 2008 годом.
Решение о снижении объемов производства или предоставления услуг до сих пор преобладает в нынешних экономических условиях, о чем заявили 35% респондентов.

Однако, доля компаний, прибегших к такому решению, сокращается. В то же время о росте производственных мощностей, по сравнению с предыдущим кварталом на 5-10%, заявили 27% компаний, которые хоть и незначительно, но смогли увеличить объемы производства.  «Данная тенденция может свидетельствовать о первых признаках постепенного восстановления компаний, которые либо "привыкают" к ведению бизнеса в новых экономических условиях, либо достигают в своем бизнесе более-менее стабильных улучшений. Однако небольшой рост продаж, отмеченный по результатам исследования, произошел на фоне значительного падения украинской экономики, которое мы наблюдали в 4 кв. 2008 г. В данный момент сложно делать какие-либо прогнозы, но если в ближайшем будущем не произойдет крупных экономических потрясений, тенденция роста продаж, вероятно, продолжится», - отмечает Алексей Кредисов, управляющий партнер «Эрнст энд Янг».«Компании, которые работают на рынке Украины, уже научились приспосабливаться к изменениям бизнес-среды. Но серьезный экономический кризис в Украине, катализатором которого выступил глобальный финансовый кризис, лишний раз подчеркнул, что бизнес не может вытянуть экономику страны самостоятельно. Украине еще предстоит пройти через внушительное количество регуляторных изменений, чтоб сделать улучшение инвестиционного климата действительно заметным», - полагает Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации.Компании продолжают реагировать на экономический кризис путем снижения затрат. Все респонденты отметили, что они планируют принять или уже приняли меры по снижению затрат. Большинство компаний подтвердили, что они выбрали традиционные способы снижения затрат – снижение административных расходов (77%), снижение расходов на маркетинг и сбыт (63%), получение лучших условий от арендодателей/собственников недвижимости (62%), сокращение персонала (54%) и получение лучших условий в расчетах с поставщиками (51%). Доля респондентов, принимающих подобные меры, осталась практически неизменной с момента последнего исследования.
Одно существенное изменение в реакции компаний, отмеченное в ходе данного исследования, – это резкое увеличение числа респондентов, чьи усилия сконцентрированы на повышении эффективности: 70% участников отметили, что они уделяют внимание повышению операционной эффективности, и 55% осуществляют переоценку прибыльности товаров / услуг. 
В исследовании приняли участие 77 ведущих украинских и зарубежных компаний, работающих в Украине.

Статьи по теме
Як українці можуть поскаржитися на погану якість комунальних послуг
Як українці можуть поскаржитися на погану якість комунальних послуг

Споживачі, які оплачують комунальні платежі, при погіршенні якості житлово-комунальних послуг можуть поскаржитися.
04.05 — 141

В Україні зростають ціни на цибулю
В Україні зростають ціни на цибулю

В Україні знову почали рости ціни на цибулю після тривалого "затишшя".
02.05 — 141

У Пенсійному фонді пояснили, як рахуватимуть субсидії за квітень
У Пенсійному фонді пояснили, як рахуватимуть субсидії за квітень

Розмір житлової субсидії за квітень, який буде виплачений у травні, буде обчислено за 15 днів опалювального сезону, який завершився 15 квітня.
02.05 — 173