Контракти.ua

6967  —  07.06.16
Что поменялось в работе налоговиков?
Что поменялось в работе налоговиков?

Вместе с  происходящими неспешными изменениями в сфере налогообложения, также черепашьим ходом меняется и проверочная работа налоговиков. Что нового стоит ожидать от налоговой проверки?

Изложим некоторые факты из практики сопровождения документальных налоговых проверок.

Первая существенная новация - это принятие решения о проведении проверки уже не на районном уровне, а на уровне главного регионального управления ГФС, потому как подразделения налогового контроля перебазировались именно туда.

В недавнем времени вся суть документальной налоговой проверки заключалась в том, что должностным лицам предприятия вручался перечень так называемых «рисковых» поставщиков, который, впоследствии, отображался в материалах проверки. Визиты налоговиков были не частыми, объясняли они это своей чрезмерной загруженностью.

На сегодняшний день дела обстоят несколько иначе.

Будьте готовы, что из двадцати дней, выделенных на проверку, пятнадцать - ревизор будет «сидеть» на объекте проверки. Таким образом, у него будет вполне достаточно времени, чтобы должным образом «перелопатить» учет плательщика налогов и существенно подпортить нервы его должностным лицам. Дополнительное наличие свободного времени появилось вследствие упомянутой реорганизации и разбивки структурных подразделений по функциональным особенностям, чего не было ранее.

Круг вопросов расширился вплоть до таких фантасмагорических, с точки зрения налоговиков, вопросов,  как порядок формирования резервов сомнительных долгов или формирования дополнительного капитала за счет дооценки основных средств…

Другими словами, если раньше были темы, в которые ревизор даже и не пытался вникнуть, то будьте готовы, что теперь ему будет интересны любые изменения в активах и пассивах субъекта хозяйствования.

Кратко остановимся на основных вопросах налогового ревизора, возникающих в ходе проверки.

Показатели финансовой отчетности, перекочевавшие в декларацию по налогу на прибыль, пересчитываются путем от обратного. Каждая строка отчетов «О финансовом положении» (Форма 1) и «О финансовых результатах» (Форма 2)  раскладывается вплоть до первичных документов. При этом следует быть готовым к тому, что налоговик знаком с предметом своих вопросов разве что в теории.

Пристальное внимание уделяется полученным услугам (маркетинг, реклама, уборка, охрана, юридические, аудиторские, консультационные услуги, и т.д.). Акты приемки-сдачи мониторятся на предмет наличия в их реквизитах полного содержания состава услуги, в том числе и наличие отчета с детализированной информацией.

Кроме того, любые взаимоотношения с субъектами хозяйствования, цепь поставки которых не имеет реального происхождения товара (услуги), могут быть восприняты налоговиками как «бестоварные». То же самое касается и поставщиков без наличия ресурсов, необходимых для ведения хозяйственной деятельности. Вышеупомянутый список «рисковых» контрагентов также никто не отменял…

Интересны для налоговиков взаимоотношения с нерезидентами, особенно теми, которые попадают в перечень контролируемых операций. Даже если операция не контролируемая, а нерезидент из перечня, – ждите дополнительных вопросов.

Что касается качества материалов  налоговых проверок, то здесь пока что «воз и ныне там». Уменьшилось количество орфографических ошибок, реже можно встретить грубые опечатки, выводы акта уже соответствуют суммам, изложенным в описательной части (что нередко встречалось при анализе материалов проверок), но само описание сути нарушений продолжает заметно «хромать». Многостраничное цитирование Налогового и Хозяйственного кодексов, стандартов бухгалтерского учета, инструкций, приказов и т.д.  все так же сопутствуют одному-двум абзацам нелогичных субъективных мнений налогового ревизора, который таким образом пытается раскрыть суть «установленного нарушения».

Интересным является также тот факт, что упрощение налогового учета для бизнеса  неким образом «обрезало полет фантазии»  налоговиков, что  особенно бросается в глаза в «свежих» материалах проверок. Представьте ситуацию, когда бывшая ранее, в налоговом смысле, значительной фраза «эти затраты не относятся в хозяйственной деятельности» - начинает терять всякий смысл. Потому как любая операция, нашедшая отображение в учете предприятия, уже автоматически относится к его хозяйственной деятельности.

Ставят налоговиков в тупик и некоторые законодательные новации.

Так, например, в действующем Налоговом кодексе отсутствует  излюбленная норма, согласно которой не подлежат включению в состав расходов те расходы, которые не подтверждены первичными документами. Кроме того, раздел налога на прибыль заметно «опустел» по сравнению с предыдущими редакциями, что застало ревизоров врасплох.

Так, например, чтобы описать в материалах проверки факт наличия нереальной (бестоварной) хозяйственной операции, уже не получится просто процитировать выдержки из Налогового Кодекса, которых там просто нет…

Также  множество других норм, к двоякому смыслу которых можно было ранее «придраться» налоговикам, в нынешней редакции отсутствуют.

С другой стороны, будьте готовы, что общие фразы из Налогового кодекса, заменят такие же общие фразы,  только теперь из Стандартов (положений) бухгалтерского учета.

А ключевая фраза актов налоговых проверок о том, что «для подтверждения данных налогового учета могут приниматься во внимание только те первичные документы, которые составлены в случае фактического проведения хозяйственной операции», дополнится цитированием принципа бухгалтерского учета о «превалировании сущности над формой», когда учет операций определяется исходя из их сущности, а не только из юридической формы.

К слову, следует отметить растущую «популярность» именно этого принципа бухгалтерского учета, ссылка на который встречается практически в каждом втором акте налоговиков.

Что касается возражений к материалам проверок, то здесь наблюдается некая позитивная динамика. Вот только эта динамика заключается не в том, что число их рассмотрения в пользу плательщиков налогов существенно выросла. Просто теперь отсутствуют случаи игнорирования рассмотрений возражений в присутствии представителей предприятия, как это было раньше.

Кроме того, рассмотрение происходит не в последний день, предусмотренный законодательством, а день так на второй-третий после подачи возражения. То есть, бывают случаи, когда еще остается пару дней для предоставления дополнительных документов или доводов, если комиссия налоговиков начинает вдруг сомневаться в объективности выводов акта проверки.

 В ключевых же вопросах методология проведения налоговых проверок не нашла изменений. При этом все также присутствует плановый подход, и все также квалификация налоговиков существенно ниже квалификации бухгалтерской службы предприятия, работу которой им приходится проверять.

Таким образом, налоговая проверка продолжает оставаться таким себе образом кнута, а пословица «кто везет, того и погоняют» максимально отображает реальную методику отбора и проведения документальных налоговых проверок.

Автор: Олег Вдовичен, управляющий партнер АО «Вдовичен и партнеры»

Статьи по теме
Источники силы: откуда черпать энергию, если внутренних ресурсов не хватает
Источники силы: откуда черпать энергию, если внутренних ресурсов не хватает

Недостаток сил, хроническая усталость или апатия управленца говорят о нехватке его внутреннего ресурса. При первых симптомах нужно остановиться и определить, в чем причина надвигающегося истощения – и предпринять шаги по самовосстановлению. При этом важно умело использовать внешние ресурсы, которые могут служить временной или дополнительной опорой для лидера. Подробно об этом – Елена Сергеева, партнер компании Amrop Exective Search Ukraine&Baltics.
11.01.22 — 2879

Рецепт выживания лидера: из каких внутренних ресурсов можно черпать силы
Рецепт выживания лидера: из каких внутренних ресурсов можно черпать силы

Чтобы реализовывать свои цели, видение и быть максимально полезным для организации, достигая желаемых результатов, лидеру необходимо обладать и силой, и мудростью. А это не так уж просто, учитывая и стресс-факторы, и неудачи на пути, и прокрастинацию. Оставаться или, скорее, легко входить в состояние потока управленцу поможет умелое использование своих лидерских ресурсов – внутренних и внешних. Подробно о них – Елена Сергеева, партнер компании Amrop Executive Search Ukraine&Baltics.
04.01.22 — 3467

Наблюдатели под наблюдением: стоит ли контролировать набсоветы
Наблюдатели под наблюдением: стоит ли контролировать набсоветы

Недавний скандал с Нафтогазом в очередной раз показал, что представители органов власти Украины, не говоря уже о широкой общественности, плохо представляют себе для чего в компаниях должны существовать наблюдательные советы, в чем их отличие от правлений (то есть от менеджмента), какой экспертизой следует обладать корпоративным директорам, какое вознаграждение они должны получать за свой труд и каким образом можно оценить их вклад в развитие компании и страны в целом.
30.08.21 — 2334