В современном мире стремительных изменений ключевым для HR становится умение понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями других. Быть ловким и изобретательным, отслеживать тенденции и действовать на опережение. Как можно научиться это делать?
В первую очередь развивать навыки и умения эмоционального интеллекта, визуальной психодиагностики, психологии работы с людьми, а также культурного интеллекта. На основе своей практики можем выделить следующие инструменты понимания и управления эмоциями в HR-сфере.
Наблюдательность — умение замечать малейшие нюансы в поведении, настроении, эмоциях
Жанна Балабанюк
Генеральный директор R&C Kyiv Group LLC
и проявлениях чувств, как себя, так и других. Задавая вопросы: Почему я так действую? Что я чувствую? Почему человек так действует? Какие эмоции он при этом испытывает? Анализировать их причины, а не симптомы. Через развитие коэффициента ловкости (Agility Quotient) - умение быть ловким и находчивым, замечая нюансы, на основе которых HR строит свои действия на опережение.
Умение слушать и слышать — умение чувствовать ситуацию, расположить и наладить доверительные отношения, уметь начать и поддержать любой разговор, слушать внимательно, уточняя нюансы и детали; умение распознать ложь, наигранность, лесть, обман. Почему человеку важно именно это? Что является основой для данного утверждения? 80% компаний используют LinkedIn для поиска персонала, 50% компаний ищут информацию о потенциальных кандидатах в Facebook, а 45 % компаний - в Twitter. HR-специалисты отслеживают мнения и тенденции, настроение персонала, развивают профессиональные и бизнес-связи, тем самым наращивая собственный социальный капитал и социальный капитал компании.
Умение задавать вопросы себе и другим — стремиться понять суть, причины, а не только последствия и результаты действий, решений, эмоций которые переживает человек в тот или иной момент. Почему человек так поступил? Какой результат получит от данного действия/бездействия компания? Риски, возможности, угрозы и перспективы при принятии HR-решений? Сегодня рекрутеры все чаще используют Digital interviews. Скайп, видеоконференции, видео-интервью, умение правильно выстраивать собеседование и использовать комбинацию из разных видов интервью - один из ключевых навыков при поиске персонала в разных странах и на разных континентах.
Умение работать с информацией, данными — нахождение причинно-следственных связей, критическое отношение ко всему, проверка и перепроверка информации, работа с первоисточником, обязательное наличие нескольких разных независимых источников, умение видеть нужную информацию в информационном потоке, вычленять самое важное и существенное, умение отсекать информационный мусор, анализировать данные и делать их аналитику. И здесь на арену выходит CQ-коэффициент любознательности - стремление познания нового и жажда к новым знаниям и переживаниям. Стратегический HR переходит от построения стратегии к управлению инновационным обменом, адаптивными преимуществами. Для этого HR должен стать частью творческих хабов или лабораторий в своей компании.
Знания и умения визуальной психодиагностики — высшим пилотажем владения данным инструментом является умение предугадывать поведение, решения человека до того, как он начнет говорить, действовать. Это не только расшифровка языка тела и мимики лица, а знание психотипов, особенностей построения тела, умение видеть в чертах облика человека его психологические характеристики, особенности характера, поведения, проявления эмоций, понимая внутренние особенностей каждого человека. Основные методы: наблюдение (прямое и косвенное), биографический и психографический методы, физиогномический анализ, психогеометрические и цветовые тесты, морфологический анализ (изучение строения тела человека) хорологический анализ, ферологический анализ (изучение группы и состава крови).
Знания особенностей женщин и мужчин из разных возрастных поколений — речь идет не просто о наличии основательных знаний теорий поколений, гендерных особенностей каждого пола, а о знаниях относительно управления разумом, создания условий для раскрытия женского и мужского ума. Millennials составит 50% рабочей силы к 2020 году и 75% в 2025 году. В то же время старшие поколения уходят на пенсию позже, и многие становятся фрилансерами после выхода на пенсию. Персонал становится более образованным и более опытным в глобальном масштабе. Задачей HR уже сегодня является умение понимать, искать и мотивировать Millennials, а также учить руководителей управлять командами, где они будут составлять основную часть персонала.
Культурный интеллект — знание и понимание особенностей разных наций, культур, религий, специфики их трудовых отношений, управления, делового этикета и межличностных отношений. Межкультурный, межнациональный, межрелигиозный аспекты особенно важны в работе в международных командах. Получение практических навыков возможно только через практику погружения в среду, возможность работы 1-2 года в командах, работающих в офисах компании в других странах.
Знание теорий и практики лидерства — знание видов лидеров, команд, формирования групп, формальных и не формальных лидеров и групп, субгрупп, объединений. Для этого HR должен постоянно общаться со всеми членами команды, отслеживать отзывы, жалобы, принимать участие в неформальных встречах сотрудников во время корпоративных и командообразующих мероприятий, отмечания праздников. Уметь находить решения любого рода конфликтов внутри команды. В своей книге "HR2025: Human Resource Management in the Future Book 1 – Work, People and HR in 2025 Perry Timms" Пери Тиммс пишет о построении организационных структур не на основе функций, а на основе ролей в команде.
Умение выстраивать коммуникации — четко понимать потребность в информации, умение ее создавать, определять оптимальные каналы распространения, владение инструментами маркетинга, HR-брендинга, умение презентовать, донести информацию. Использовать разные каналы: корпоративный сайт компании, внутренний сайт, газеты, журналы, доски объявлений, собрания, социальные сети, внутреннюю рассылку и т.д. Работать с обратной связью как одним из важных источником информации, данных для принятия последующих управленческих решений. Сегодня 34% рабочей силы США - временные, внештатные сотрудники (фрилансеры) или удаленные сотрудники. Ожидается, что их число достигнет 40% к 2020 году. Одной из важных задач для HR сегодня является обучение руководителей управлению удаленными сотрудниками и фрилансерами, разработке моделей сотрудничества для их удержания, а также моделей их вовлечения в корпоративную культуру компании.
Сервисность — умение понимать и предугадывать потребности других, как внешних, так и внутренних клиентов. Помнить, что каждый кандидат, внешний провайдер, клиент компании — всегда формирует свое впечатление о компании по результатам общения с ее представителем, и часто таким представителем является HR, выступая лицом компании. Кандидаты, особенно на топ-позиции, часто не рассматривают предложения определенной компании после того, как пообщались с ее HR-специалистом.
Человечность — HR выступает в роли арбитра между интересами сотрудников, топ-менеджмента, собственника, государства, профсоюзов, профильных ассоциаций. Умение чувствовать и находить баланс между стремлением разума (рациональностью), принимаемыми HR решениями и стремлением сердца (внутренней интуицией и чувствами). То, что сегодня начинает проявляться на рынке HR-аутсорсинга, где отношения из фазы конкуренции переходят в фазу сотрудничества и кооперации между разными игроками на рынке, те, кто вчера еще конкурировали между собой, сегодня ищут и выстраивают модели взаимодействия и партнерства.