Контракти.ua

1966  —  23.10.15
Правовая грамотность vs безответственности чиновников
Правовая грамотность vs безответственности чиновников

Каждый раз, обращаясь в органы власти, мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, при которой четкий ответ, своевременное решение вопроса и доброжелательность со стороны чиновника редкость, а не норма и стандарт поведения. В чем причина и кто виноват?

Можно конечно говорить, что виновата система, маленькая заработная плата чиновников, но это не дает главного ответа на вопрос: почему мы, граждане, позволяем себе получать сервис такого уровня за наши же налоги? Хочется очертить три ключевых момента, которые по нашему мнению, приводят к данным последствиям.

Во-первых, коррупция, мы должны очень четко осознавать, что коррупция – это процесс, в котором принимают участие две стороны: и тот, кто берет взятку, и тот кто ее дает. Поэтому граждане, которые готовы дать взятку и ее дают, спонсируют и поддерживают развитие коррупции сами. «Лишнее хождение по кабинетам, решение вопроса вне очереди или так быстрее и проще» - это все приводит к тому, что население осознанно порождает и поддерживает коррупцию в стране. Борьба с коррупцией начинается и заканчивается не с создания специальных органов, которые будут бороться с коррупцией, а с решения каждого гражданина решать свои вопросы без взяток, каким бы странным или сложным не казалось такое решение.

Во-вторых, неуплата налогов в полном объеме, желание иметь хорошую инфраструктуру есть у всех, ведь приятно и комфортно прийти в больницу, школу или детский сад с хорошим ремонтом, где тепло и чисто, так хочется ходить по чистым улицам и хорошим дорогам, так почему не хочется платить налоги для создания этих условий? Нет денег государства – есть деньги налогоплательщиков. Во избежание ситуаций с нецелевым использованием  финансовой помощи, полученной извне, из бюджетов разных уровней, целевых или региональных программ, граждане должны требовать в обязательном порядке размещать в открытом доступе (на сайте каждого органа государственной или местной власти), как бюджеты, так и финансовую отчетность о расходовании денежных средств: ежемесячную, ежеквартальную, полугодовую и годовую. И тогда общественный контроль и прозрачность с одной стороны, и уплата налогов со стороны граждан создадут возможность для улучшения инфраструктуры нашей страны.

В-третьих, низкая правовая грамотность и правовая культура общества, это в первую очередь то, насколько мы осознаем и знаем наши права и нашу ответственность, готовы нести ответственность и требовать справедливости, готовы отстаивать свои интересы и действовать в пределах правового поля, даже если создаются условия для решения вопросов вне правового поля. Это отношения между самими гражданами и между гражданами и институциями в стране, те отношения, которые возникают в связи с формированием, использованием и распределением прав и свобод каждого гражданина в обществе и взаимоотношениях с государственными и местными органами управления.

Изменить сложившуюся ситуацию возможно, осознав проблему, начав поиск ее решений и предпринимая реальные действия для ее изменений. Обычный гражданин, который хочет решить тот или иной вопрос в органах власти, может изменить подход к решению вопроса и действовать,  опираясь на некоторые правовые советы.

Первое,  – надо четко сформулировать свой вопрос, куда и зачем нужно обратиться. Для этого можно получить информацию в интернете, позвонить в справку или в приемную граждан того органа власти, которому адресуется обращение. Лучше потратить время на поиск точной информации в соответствии с вашей потребностью, чем потратить время на дорогу и визит не в тот орган, не в тот день или время или обратиться не к тому специалисту.

Второе, – правильно и четко сформулировать свой запрос, – устный или письменный. Желательно подавать письменное обращение, обязательно делая два экземпляра, на одном из которых просить обязательно поставить входной номер и дату принятия вашего обращения. В случае непринятия обращения, рекомендации бросить обращение в ящик для приема корреспонденции (зачастую ответы на оставленные в таких ящиках обращения вообще не приходят), отказа поставить дату принятия на вашем экземпляре – лучше всего отправить заказное письмо с уведомлением и тогда возвращенное уведомление будет служить вам подтверждением вашего обращения. Храните все зарегистрированные экземпляры обращений или уведомления о доставке документов до полного решения вашего вопроса.

 

Жанна Балабанюк

Генеральный директор R&C Kyiv Group LLC

 

Третье, – чиновники давно уже научились выдавать неправдивую информацию за действительность. Поэтому, если вы обращаетесь и вам отвечают что вопрос решается но это будет не быстро, обвиняют другой орган в том что решение вопроса затягивается по каким-то причинам, требуйте письменного подтверждения слов чиновников. У вас могут потребовать письменного обращения для предоставления информации, и ответ могут выслать вам почтой. В любом случае следует помнить, что любое письменное подтверждение – это ваше доказательство тех или действий или бездействий со стороны чиновников, это ваш аргумент, звено в логической цепочке решения вашего вопроса.

Четвертое, – не расстраивайтесь, если вы получили отказ или очередную отписку. Некоторые чиновники  надеются, что в случае отказа или неполного ответа, человек не будет больше обращаться. Не позволяйте себе попадаться в данную ловушку чиновников. Допустим, вы получили отказ или неточный ответ. Удостоверьтесь, что все документы, подтверждающие факты действий или бездействий чиновников у вас есть. Если нет, то сделайте дополнительные запросы, приложив копию вашего обращения, на которой стоит регистрационный номер его подачи и полученный ответ, обращайтесь в вышестоящий орган или несколько органов одновременно, тем самым уведомляя другие контролирующие или надзорные органы о действиях или бездействии чиновников.

Пятое, – собирайте ответы, анализируйте их, и действуйте дальше шаг за шагом. Если вы пройдете два-три уровня организационной иерархии структур государственной или местной власти, следуя вышеуказанному алгоритму, вы увидите, что решение вашего вопроса начинает двигаться, и что чиновники уже не дают вам просто отписку или отказ, поскольку, видя ваши предыдущие обращения и информированность других контролирующих или надзорных органов, они будут заинтересованы как можно быстрее решить вопрос, чтобы не создавать себе проблемы с дополнительными проверками, запросами или другими контролирующими мероприятиями.

Только развивая правовую грамотность и правовую культуру внутри общества, мы можем совместно через гражданские институты и личные активные действия менять запрос общества на качество предоставляемых публичных услуг. При том, что сейчас реализуется ряд программ и проектов, направленных на введение электронного документооборота, который предполагает открытость для чиновников всех реестров и возможность получения необходимых документов в электронном режиме, избавляя  граждан от хождения по инстанциям. Без изменения поведения с нашей стороны отношение чиновников и уровень предоставляемого сервиса не изменится. Негибкость бюрократической системы приводит к отсутствию быстрых изменений в соответствии с запросами общества, имеет особенность круговой поруки и длительность обработки запросов и предоставления ответов не по сути вопроса. Разорвать этот порочный круг смогут не нововведения, а изменения в понимании и отношении к выполнению своей работы со стороны чиновников, что возможно при качественном изменении самого запроса со стороны общества. Качество получаемых ответов со стороны чиновников начнут меняться в лучшую сторону в случае повышения качества запросов, которые формируют граждане и соблюдения процедур со стороны граждан. Это не только возможность решить ваш вопрос в пределах правового поля, а ваш личный вклад, который может сделать каждый граждан уже сегодня для изменения и преобразования страны.

Статьи по теме
Источники силы: откуда черпать энергию, если внутренних ресурсов не хватает
Источники силы: откуда черпать энергию, если внутренних ресурсов не хватает

Недостаток сил, хроническая усталость или апатия управленца говорят о нехватке его внутреннего ресурса. При первых симптомах нужно остановиться и определить, в чем причина надвигающегося истощения – и предпринять шаги по самовосстановлению. При этом важно умело использовать внешние ресурсы, которые могут служить временной или дополнительной опорой для лидера. Подробно об этом – Елена Сергеева, партнер компании Amrop Exective Search Ukraine&Baltics.
11.01.22 — 2884

Рецепт выживания лидера: из каких внутренних ресурсов можно черпать силы
Рецепт выживания лидера: из каких внутренних ресурсов можно черпать силы

Чтобы реализовывать свои цели, видение и быть максимально полезным для организации, достигая желаемых результатов, лидеру необходимо обладать и силой, и мудростью. А это не так уж просто, учитывая и стресс-факторы, и неудачи на пути, и прокрастинацию. Оставаться или, скорее, легко входить в состояние потока управленцу поможет умелое использование своих лидерских ресурсов – внутренних и внешних. Подробно о них – Елена Сергеева, партнер компании Amrop Executive Search Ukraine&Baltics.
04.01.22 — 3470

Наблюдатели под наблюдением: стоит ли контролировать набсоветы
Наблюдатели под наблюдением: стоит ли контролировать набсоветы

Недавний скандал с Нафтогазом в очередной раз показал, что представители органов власти Украины, не говоря уже о широкой общественности, плохо представляют себе для чего в компаниях должны существовать наблюдательные советы, в чем их отличие от правлений (то есть от менеджмента), какой экспертизой следует обладать корпоративным директорам, какое вознаграждение они должны получать за свой труд и каким образом можно оценить их вклад в развитие компании и страны в целом.
30.08.21 — 2337