В интервью претендент на кресло мера столицы Виталий Кличко рассказал о том, что: 1) братьям понадобилось несколько лет, чтобы пробиться на промоутерский рынок США 2) западные телеканалы и пресса платят ему за интервью 3) ему нравится озвучивать животных в мультфильмах
|
|
Кличко и спорт
Когда и почему занялись промоутерством?
— В какой-то момент мы с Владимиром поняли, что можем работать эффективнее наших промоутеров. Ведь они в первую очередь преследовали собственные интересы, а не интересы подопечных. В своей новой работе не стали изобретать велосипед, а последовали примеру таких спортсменов, как Оскар де Лахойя, Шугар Рей Леонард, Леннокс Льюис. В 2002 году мы создали свою промоутерскую компанию «К-2». В результате все наши победы стали только нашими. У нас хорошая профессиональная команда.
Кто в нее входит?
— Спортсмены, тренеры, физиотерапевты, врачи и обслуживающий персонал — это спортивная команда. В техническую входят специалисты, отвечающие за организацию и проведение боксерских поединков. Промоутерская команда состоит из мейджмейкера, группы адвокатов, а также специалистов, занимающихся покупкой и продажей телевизионных прав, боксерской политикой, контактами со спортивными организациями.
С какими спортсменами и компаниями работаете?
— В настоящий момент мы не заключаем долгосрочных контрактов со спортсменами, отдавая предпочтение контрактам «от боя к бою», то есть на каждый поединок формируется программа. Мы сотрудничаем с немецким телеканалом RTL, а также монстром спортивного телевидения США — каналом HBO. Они выделяют нам дни для проведения боксерских поединков, мы приглашаем боксеров, заключаем с ними контракты, платим гонорары.
По каким критериям отбираете боксеров?
— В первую очередь по профессиональным спортивным качествам. Спорт — это отчасти шоу-бизнес. Спортсмены должны быть не только хорошими атлетами, но и актерами. Только в этом случае поединок будет успешным.
И все-таки, кто эти спортсмены?
— Например, Владимир Кличко (улыбается), Лейла Али, дочь знаменитого Мухаммеда Али. Стараемся учитывать потребности зрительской аудитории. Большая часть зрителей канала HBO — латиноамериканцы, поэтому значительная часть боев проходит с участием представителей стран Латинской Америки.
Кто принимает решение, какие спортсмены должны участвовать в шоу?
— Решение принимается коллегиально всей командой с учетом многих факторов, о которых я уже говорил. В компании есть мейджмейкеры, в компетенцию которых входит подбор спортсменов. Кроме того, мейджмейкеры должны составить алгоритм мероприятия — телевидение не будет платить, если он не составлен.
Телевидение вам платит?
— Я понимаю ваше удивление. Это в Украине надо платить, чтобы тебя показали. А на Западе все иначе. Если даешь интервью, твои фотографии печатают в прессе — платят тебе. У нас, к сожалению, как в зазеркалье, все происходит наоборот, мы работаем по непонятным Западу правилам.
Что еще нужно, чтобы подготовить спортивное шоу?
— Мы работаем на контрактной основе с различными телевизионными каналами. Когда договариваемся о времени трансляции, параллельно ведем переговоры с американским и европейским телевидением (время трансляции должно совпадать). После того как достигнута договоренность с ТВ, нужно найти арену, которая соответствовала бы статусу мероприятия. Таких арен немного — рассматриваем только крупные, где помещается большое количество зрителей: Медисон Сквер Гарден (Нью-Йорк), Сизер Палас или же Манделей Бей (Лас-Вегас), Степл Центр (Лос-Анджелес). Такие помещения, как правило, востребованы — все заранее расписано. После того как место проведения согласовано, начинается подбор спортсменов, заключаются контракты с ними. Подготовка мероприятия занимает минимум месяц. Результатом этой кропотливой работы является часовое телешоу.
Сколько стоит провести такого рода шоу?
— По-разному, общий бюджет может исчисляться в семизначных цифрах, в зависимости от значимости мероприятия.
Как вы пробивались на рынок США?
— Этот путь был очень непростым. Но вода камень точит. Чтобы пробиться на этот рынок, понадобилось несколько лет.
Конкуренты вставляли палки в колеса?
— Конечно. Подарков здесь ждать не приходится. Каждый день — это борьба за место под солнцем. Конкуренты «перебивают» арену, контракты, переманивают спортсменов, которые согласились участвовать в нашем мероприятии, предлагая им лучшие условия. То есть идет нормальная конкурентная борьба по своим правилам.
Насколько это выгодное дело?
— Выгодно, если работаешь профессионально.
Рентабельнее, чем, скажем, строительный бизнес в Украине?
— Не могу сравнивать, я строительством в Украине не занимаюсь.
Сколько промоутерская компания может заработать на одном проекте?
— До 10% бюджета мероприятия.
Кличко — писатель
Вы издали несколько своих книг...
— Пока лишь две: «Наш фитнесс» и «Между братьями». Первая в 2004 году признана лучшей научно-популярной книгой и получила приз на международной коммерческой книжной выставке в Лейпциге. Мы с Владимиром не писали о каких-то высших материях. Писали о том, чем занимаемся, чему посвятили большую часть своей жизни. «Наш фитнесс» вышла на трех языках: немецком, русском и украинском.
Какой тираж книги «Наш фитнесс»?
— Более 100 тыс. экземпляров издано в Германии, 30 тыс. — в России и столько же — в Украине.
И все проданы?
— Точными цифрами не располагаю, но найти ее в продаже достаточно сложно. И, кстати, она периодически переиздается.
Услугами райтеров пользовались?
— Поскольку основной тираж книги планировалось издать на немецком, который не является моим родным языком, то вполне естественно, что мы (я и Владимир) привлекли райтера. Создали концепцию книги, определились с ее содержанием, какую-то часть писали сами, какую-то — надиктовывали. Книга много раз переписывалась, в результате над ней работали более полугода... «Между братьями» — почти автобиографическая вещь о спортивной карьере братьев Кличко.
Преследовали цель заработать на книгах?
— В первую очередь мы хотели ответить на вопросы, которыми нас завалили. Но и, конечно, если уж мы взялись за написание книг, то постарались сделать их прибыльными. Над проектами трудились совместно с немецким издательским домом «Грейт унд унзер». Эти проекты имели под собой экономическое обоснование.
И сколько можно заработать на одной книге?
— Могу сказать, что в боксе можно заработать намного больше.
Кличко и кино
Часто ли вы получаете предложения сняться в кино?
— Периодически. Но считаю, что если уж соглашаться, то на хорошие фильмы и роли. В 2001 году мы получили очень интересное предложение от компании Warner Brothers — сняться в кинокартине «11 друзей Оушена». В этом фильме есть эпизод, в котором Владимир Кличко боксирует с Ленноксом Льюисом: бой прерван на самом интересном месте, выключается свет, зрители недовольны, начинается потасовка...
Самое интересное, что через два года после выхода фильма на экраны на лос-анджелесской арене Степл Центр уже в настоящем поединке встретились боксеры Кличко (правда, не младший, а старший) и Льюис. Как и в фильме, бой внезапно остановили, победитель неизвестен, в зале началась потасовка. То есть фантазии режиссера материализовались в реальной жизни.
Нашими партнерами по съемочной площадке были Бред Питт, Джулия Робертс, Джордж Клуни, Андреа Гарсия. С ними мы вместе провели две замечательных недели. Было очень интересно.
Мой брат играл самого себя, а я снимался в массовке. Я, в основном, был задействован в сцене, где Владимир вместе с Ленноксом взрывали огромную гостиницу «Нью-Йорк — Нью-Йорк» в центре Лас-Вегаса. 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, буквально перед выходом фильма на экраны, взорвали Всемирный торговый центр, поэтому из этических соображений сцена взрыва была вырезана. Так что моя роль уменьшилась до нескольких мгновений.
Сумма, которую вы получили за съемки в фильме, сопоставима с гонорарами за ваши боксерские поединки?
— Могла быть сопоставимой, если бы мы играли главные роли. Джулия Робертс за фильм получила несколько миллионов долларов.
Вы еще и мультфильмы озвучивали...
— Было дело. С детства люблю мультфильмы, до сих пор с удовольствием их смотрю. Мы с братом почти сразу согласились на предложение компании Walt Desney Pictures озвучить в мультфильме двух бычков. Первая моя реакция, правда, была такой: «Бычков? Ну, это как-то неэтично!» В ответ прозвучало: «Эдди Мерфи в одном из мультфильмов вообще досталась роль осла. Но если вас смущают бычки, можете озвучить других животных». Поскольку выбор был небогат, я согласился на бычков. В итоге мне очень понравилась эта работа.
Она хорошо оплачивается?
— Весьма неплохо.
Кличко и пиво
Вы рекламируете пиво одного из украинских производителей. Бокс и пиво — вещи совместимые?
— Я люблю этот напиток, пью его с огромным удовольствием. А рекламируемое — одно из любимых. Не злоупотребляю, во всем надо знать меру. Впрочем, как и при употреблении любых продуктов.
На каких условиях вы согласились рекламировать пиво?
— В контракте, который мы подписали с компанией-производителем, есть следующий пункт: «Разглашение условий контракта влечет за собой штрафные санкции».
За рубежом тоже зовут в рекламу?
— На Западе рекламируем много чего: одежду, представительские вещи. Работали и продолжаем работать с Америкен Экспресс, Фила, Хьюго Босс, Проктер энд Гембл, Ферреро...
Кличко и девелопмент
Недавно вы заявили, что намерены заняться в Украине девелоперством. Почему выбрали именно этот бизнес?
— Девелопмент мне очень интересен. Он напоминает составление пазлов: нужно соединить много элементов, чтобы получился механизм, который работает эффективно. Мне интересно создать девелоперскую компанию.
Как собираетесь пробиваться на украинский рынок с очень высоким уровнем конкуренции?
— Здесь, действительно, довольно высокая конкуренция. Но рынок настолько объемен, что его невозможно насытить за несколько лет. Конечно, я понимаю, что нужно предлагать услуги не хуже, а, возможно, и лучше, нежели у существующих игроков. У меня есть контакты со многими ведущими девелоперскими, финансовыми и строительными западными компаниями, есть возможность использовать их опыт. Хотя все эти планы пока на уровне идеи — посмотрим, удастся ли их реализовать. Невозможно научиться плавать, не зайдя в воду.
Сколько, по вашему мнению, нужно инвестировать в девелоперский бизнес на первом этапе?
— Думаю, относительно немного. Десятки, может быть, сотни тысяч долларов.
У вас есть опыт работы на украинском рынке недвижимости? Писали, что братья Кличко продали акции ТРЦ «Арена-Сити»...
— Я слухи не комментирую.
В своих интервью вы говорили, что хотели бы создать в Украине сеть недорогих спортивных комплексов. В каких городах планируете их разместить?
— Эти комплексы уже создаются. Но это не мой бизнес — я к нему имею косвенное отношение. Идея сооружения спорткомплексов принадлежит моим знакомым. Скоро будут запущены первые из этих проектов. Вначале сеть будет сформирована в Киеве, потом распространится по всей Украине. Я уверен, что это перспективное направление — ниша еще не занята.
Хотите создать конкуренцию элитным клубам?
— Нет, это совершенно другая концепция — массовая. Элитные клубы рассчитаны на небольшое количество клиентов, которые готовы платить большие деньги. В наших центрах уровень услуг будет ничуть не хуже, но они будут доступнее. Зарабатывать эти спорткомплексы будут за счет большого потока посетителей.
Где планируете строить — в центре города или на окраинах?
— На окраинах. В центре Киева — дефицит помещений, да и концентрация жителей относительно невысокая.
Депутатство помогает вам решать вопросы, связанные, например, с землеотводом?
— Я не занимаюсь выбиванием земельных участков. Насколько знаю, люди, занимающиеся спорткомплексами, «не пробивают» землю, а берут в аренду уже готовые помещения, переоборудуют их, перепрофилируют.
Сколько денег нужно на этот проект?
— Инвестиции в один зал, думаю, составят минимум $1 млн.
Есть еще какие-то бизнес-планы в отношении Украины?
— Планы есть. Тем более что возможности для развития бизнеса в Украине огромные. Многие ниши еще не заняты.
Фото Константина Солунского
Персона:Виталий Кличко родился в 1971 г. в селе Беловодское Киргизской ССР, в семье военнослужащего.
Образование:
В 1995 г. окончил Переяслав-Хмельницкий педагогический институт им. Г. С. Сковороды; в 2000 г. — аспирантуру Киевского института физкультуры.
Карьера:
1989-1996 гг. — служба в армии (капитан запаса).
1996-2006 гг. — профессиональный спорт.
Семья: женат, трое детей.
Последняя прочитанная книга: В. Веллер «Все о жизни».
Хобби: кайт-серфинг, дайвинг.
Компания:
К-2 основана в 2002 году в США, род деятельности — спортивный промоушн, маркетинг.