Главный риск сорванных Кабмином переговоров с российским Газпромом – даже не вылетевшая «в трубу» отечественная химическая промышленность или металлургия, и даже не остывшие батареи в домах украинцев – на треть остывшие, если доверять расчётам главы Нафтогаза. Главный риск в ситуации, спровоцированной Нафтогазом – полный технический дефолт украинской газотранспортной системы.
В чем причина? Главным образом в том, что у нас с Россией «исторически» единая газотранспортная система. Спроектирована она была во времена, когда политические и энергетические войны между «братскими республиками» не были даже сюжетом научной фантастики.
В наследие от эпохи «союза нерушимого» осталась ГТС, по техническим условиям не способная функционировать в отсутствии транзита.
Иными словами, для того, чтобы в украинской ГТС был газ даже сугубо для внутренних нужд, его объем в системе, в том числе в подземных хранилищах (ПХГ), должен быть в таком количестве, чтобы давление не падало ниже 54 атмосфер.
Таким образом, проблема в давлении, а не политических амбициях!
Сегодня необходимое для транзита техническое условие на входе в украинскую ГТС поддерживается Газпромом искусственно, так как в наших ПХГ запасы газа сократились до уровня ниже 18 млрд кубов. Поддерживается, покуда Газпром поставляет транзитом газ европейским потребителям.
Что может произойти в случае остановки транзита?
Не исключено, что система просто выйдет из строя – газораспределительные станции окажутся в аварийном состоянии. И никакого реверса не хватит, чтобы перезапустить систему в кратчайшие сроки.
Не говоря уже о том, что цена реверса, начиная с осени, будет значительно выше той, что предлагается сегодня Газпромом – более $500 за тысячу кубов (как это было в 2013 г.) против $385, предлагаемых сегодня Газпромом.
Алексей Тамразов
Экс-замглавы правления ПАО «Укргаздобыча»
Возможен ли такой сценарий? – видимо, да.
Именно с этой целью последние несколько недель Газпром интенсивно закачивает газ в подземные хранилища европейских газотрейдеров.
Уровень заполнения ПХГ в Европе уже на 30% превышает соответствующие показатели в Украине. По данным Ассоциации европейских операторов подземных газовых хранилищ (GSE), только за первую половину июля ПХГ в Европе пополнились на 3,8 млрд куб. м. газпромовского газа.
В один «прекрасный» момент это позволит полностью перекрыть транзит через Украину. Пусть лишь на несколько недель, но этого будет достаточно для технического дефолта всей национальной ГТС.
Так что, восполнение дефицита Нафтогаза за счет повышения цены для населения не только не решит проблему прохождения отопительного сезона 2014-2015, это вообще не решит проблему отказа Украиной от импорта российского газа. Ведь сама украинская ГТС на сегодняшний момент технически неспособна функционировать без газпромовского транзита.
Не уверен, что при таких условиях полноценно защищать национальные интересы можно как-то иначе, нежели за столом переговоров с Газпромом.
Логичный вопрос: чем в таком случае руководствуется Кабмин?
Не исключено, что договориться с Газпромом нашим чиновникам мешает банальное отсутствие денег на погашение задолженности и закупки необходимого объема газа.
Вот и решили советчики Арсения Яценюка как минимум сделать хорошую мину при плохой игре. Особенно на случай отставки Кабмина – мол, мы защищали национальные интересы, «справедливую цену» и все такое…