Когда в Европе сдаются в эксплуатацию системы очистки канализационных стоков, обычно принято, что директор компании-подрядчика выпивает стакан полученной воды. Это – один из «секретов» европейского уровня жизни: личная ответственность бизнеса за высокие стандарты и, в конечном счете, за здоровье своих сограждан.
А ведь для нашей страны модернизация очистных сооружений– это не только евроинтеграция. Еще 30 лет назад стало понятно, что так называемые поля фильтрации, которые использует большинство наших городов, уже не справляются с нагрузкой. В большинстве городов по-хорошему нужно было бы прекратить всякое строительство до тех пор, пока не найдется способ очищать их стоки. В результате, люди живут у выгребной ямы, нечистоты попадают в грунтовые воды, и потом у людей возникают проблемы со здоровьем.
Но никто эти проекты не финансирует. Из-за нашей регуляторной среды коммунальный сектор не очень привлекателен для бизнеса, а в государстве находят деньги только на исключительные проекты. Мэр Борисполя Анатолий Федорчук четыре года добивался разрешения правительства и выделения денег на очистные сооружения. Чиновники дали добро, только когда узнали, что в нынешних условиях существует угроза подтопления взлетной полосы главного аэропорта страны, к тому же, на нынешних полях фильтрации разводятся птицы, которые могут попадать в двигатели самолетов. Как видим, экологические проблемы очень часто могут привести к проблемам экономическим. А новая станция несет только выгоду: ведь ее площадь – только только 2,5 га, по сравнению с 20 га нынешних полей фильтрации. Соответственно, освободится дорогостоящая земля возле аэропорта, на которой можно будет построить новые терминалы или склады.
Руслан Харив
Директор ТОВ «СПР –ГРУПП»
Мы сооружаем очистную станцию в Борисполе уже больше года. И вот теперь, когда строительная часть работ готова на 90%, против нашей компании вдруг начинается информационная атака. СМИ публикуют различные предположения о том, что государственные средства, выделенные на строительство, якобы похищены, а работы на объекте не ведутся. Притом, что мы постоянно контактируем и с министерством ЖКХ, и с городской администрацией, докладываем о ходе строительства, а они регулярно подписывают промежуточные акты приема. О средствах я также могу отчитаться: они никуда не делись. Мы освоили уже 56 млн. гривен, и еще 180 млн. находятся на счету нашей компании, ожидают, когда придет время закупать и устанавливать оборудование. Окончание проекта намечено на лето 2015 года.
Нынешняя информационная атака направлена на мою компанию, но может очень сильно навредить всей Украине. Я уже не говорю о том, что страдает моя деловая репутация на западе: такие известные поставщики, как Siemens, никогда бы не позволили себе продавать оборудование непрозрачным украинским структурам. Но главное, что такая неправдивая информация портит имидж новой страны и нового правительства. Наши контрагенты надеются, что нынешняя власть в Украине – прозрачна и демократична, что здесь можно искать новых клиентов . Европа не работает и не будет работать по теневым схемам, это я могу сказать вам точно.
Наконец, если сейчас остановить строительство – через год-два бетон под открытым небом придет в негодность, и наша конструкция станет еще одним памятником инженерной мысли. Нам и так пришлось заморозить несколько проектов в Крыму и Славянске – подрядчики не готовы работать в горячих точках. Вероятно, этого и добиваются заказчики информационной атаки: устранить с рынка конкурента, который предлагает цену в 2,5 раза ниже, чем в среднем на рынке, и более сжатые сроки. Ведь в наши бюджеты не закладываются ни откаты, ни расходы на иностранных подрядчиков, к тому же мы, единственные в Украине, используем мы разработанные в Европе дешевые и качественные технологии.
Примером может служить хотя бы наше участие в тендере на полную модернизацию городского коллектора Нью-Йорка, мы уже прошли там первый этап. В Нью-Джерси мы тоже будем модернизировать очистные сооружения. Думаете, они стали бы работать с украинцами, которые не чисты на руку или замешаны в теневых схемах?
Поэтому я хочу возвратиться к главной мысли этой колонки: Европа начинается с нас. Мой выбор сделан: я уже выпил шесть стаканов сточной воды из шести реализованных мной проектов очистных сооружений такого типа, как мы стоим в Борисполе. Теперь нужно, чтобы такой же выбор сделали мои партнеры, правоохранители, мои конкуренты, и все наши сограждане.