Контракти.ua

4991  —  21.05.14
Как снизить налоговую нагрузку на бизнес и увеличить бюджетные поступления
Как снизить налоговую нагрузку на бизнес и увеличить бюджетные поступления

Комплексная  реформа налоговой системы в Украине необходима бизнесу как воздух. И если ее не провести в ближайшие несколько лет, государство так и будет барахтаться в борьбе с налоговыми минимизаторами, увеличивая тиражи социальной рекламы о пользе уплаты налогов.

После назначения на должности руководителей налоговой и таможни представителей бизнеса у предпринимателей затеплилась надежда, что будет проведена реформа, после которой налоговые платежи станут меньше, а давление на бизнес снизится. И ведь у нынешнего руководства действительно есть реальный шанс изменить систему таким образом, чтобы  и бюджет наполнялся на ожидаемом уровне, и снизилось налоговое давление. Если бы такую реформу удалось провести, бизнес-электорат на руках носил бы реформаторов. Но, похоже, что идей у всех много, а ответственность за выполнение плана по бюджетным поступлениям никто на себя не берет. И останавливает именно необходимость кардинальных реформ. Например, если снизить ставку единого социального взноса (ЕСВ) в два раза, сколько средств поступит в виде этого взноса? Где гарантия, что сразу резко снизятся объемы выплат зарплат «в конвертах»? А ведь в тестовом режиме нельзя изменить ставки налогов и сборов. Получается, что работать придется  только с аналитикой. Вот поэтому и нет реального, проходного проекта реформы налоговой системы Украины, которая позволит громко заявить: в нашей стране выгоднее платить налоги, нежели скрывать.

Чтобы обрисовать шаги реформирования, нужно знать, как выглядит налоговое бремя глазами среднестатистического бизнесмена. Что толкает собственника бизнеса на незаконную минимизацию и уход от налогов?

НДС. Действующая ставка НДС в Украине – 20%.  Ни много, ни мало. Доля налоговых поступлений в бюджет от НДС составляет порядка 49%. Поэтому абсолютно очевидно, что НДС никто отменять не будет.

НДС – это налог с оборота, то есть в итоге сумму НДС уплачивает покупатель, потребитель товара в составе цены, а все субъекты в цепочке от производителя или импортера до конечного продавца платят в бюджет разницу в НДС между ценой продажи и ценой приобретения товара или сырья. Большинство предприятий в сфере торговли не стремятся любой ценой уйти от уплаты НДС. Их задача – не переплачивать. Необходимый баланс в сумме налога на добавленную стоимость к уплате достигается довольно простыми методами планирования объема закупок и продаж, анализа торговой наценки и т.п. Но если для сфер производства, торговли такой подход обоснован, то сфера услуг существующей ставкой НДС сильно «придавлена».

Услуга нематериальна, зачастую в реальной себестоимости услуг содержится только зарплата персонала, силой которого эта услуга оказана. И «накрутка» в размере 20% НДС делает цену на услугу не слишком конкурентной по сравнению с безНДСным предложением на рынке. Сфера услуг реально готова отдать в бюджет НДС не более 7-8%. Не зря в ряде стран Европы ставка НДС на услуги снижена и составляет, ориентировочно, 7%.

Поэтому снижение ставки НДС на услуги, на мой взгляд, было бы первым важным шагом в общей структуре налоговой реформы. Большинство предприятий сферы услуг приблизительно по этой ставке НДС – а то и меньше - в бюджет и платит. Остальные минимизируют не самыми честными способами.

Налоги на заработную плату: единый социальный взнос (ЕСВ) и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Борьба с теневыми зарплатами у нас похожа на охоту на ведьм. Со средней зарплаты размер отчислений в бюджет достигает 50%. Чтобы заплатить сотруднику на руки 5000 грн., дополнительно в бюджет следует перечислить еще 2500 грн. в виде ЕСВ и НДФЛ. Для бизнесмена налоги – это расходы. А ЕСВ и НДФЛ – расходы «не в коня корм», потому что работник бремени социальных отчислений не чувствует и белую зарплату особо не оценит. Поэтому работодатель мыслит так: оформляя человека на «минималку», я экономлю 2000 грн (2500 – 500). И стаж пенсионный работнику идет, и государству хватит.

Для Украины ЕСВ – это больное место. Потребность в поступлениях ЕСВ значительна, так как за год необходимо в общей сложности выплатить пенсий и пособий на сумму 252,1 млрд. грн., то есть 21 миллиард гривен в месяц. Снизить ставку ЕСВ, не имея точных сведений об объемах зарплат, которые бизнес согласится вывести из тени – это риск, на который  никто не готов идти.

Откуда взять такие сведения? Конечно, господа реформаторы не могут посчитать миллиарды черных или серых зарплат. Но любая домохозяйка заподозрит во лжи мужа, который утверждает, что его зарплата - 3000 грн в месяц и он до копейки отдает ее жене, если спустя три месяца муж купит плазменный телевизор за 10 000 грн. Предыдущий глава налогового ведомства Александр Клименко озвучивал объемы недопоступления НДФЛ из-за выплаты зарплат «в конвертах» на уровне от 23 млрд. грн. до 49 млрд. грн.

Специально для аналитиков. Объем теневого оборота, то есть обналичивания денег через площадки и прочие схемы (цифра, которая недавно прозвучала из уст главы налогового ведомства Игоря Белоуса) -  280 млрд. грн, – это и есть объем потребности граждан в наличных деньгах.

Согласна, тут не только зарплата персонала предприятий, а еще и чистая прибыль самого собственника бизнеса. Но это и есть цифра, с которой нужно работать для анализа и моделирования снижения ставок ЕСВ. Добавлю только, что комфортная для бизнеса ставка по зарплатным налогам (общая) – не более 20%. Об этом свидетельствуют и данные проведенного «Контрактами» опроса.

И вот еще о чем говорит опрос: 12% опрошенных бизнесменов согласны платить существующие налоги на зарплату. Значит, примерно такой же процент бизнесменов ее сейчас и платит «в белую».

Александра Томашевская

Налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса
Гендиректор ООО «Е.С. Консалтинг»

 

Согласно данным Укрстата, официально на полный рабочий день в Украине трудоустроено по основному месту работы 9,478 млн человек, это без учета работающих меньше половины рабочего дня. То есть из 10 млн трудоустроенных граждан только 12% получают «белую» зарплату. 8 800 000 человек в Украине получают зарплату «в конвертах». Очень важно, правильно проанализировав статистику, снизить ставку ЕСВ и при этом сохранить или даже увеличить поступления в Пенсионный фонд за счет выхода из тени реальных объемов выплат.

Для сравнения с другими странами: в настоящее время в целом по Европе самая низкая ставка НДФЛ в Болгарии, она составляет около 10%. Значительное число стран в Европе применяет ставки на доходы около 15-16%. К таким странам относятся, к примеру, Чехия, Венгрия, Литва, Сербия, Румыния. Если вы относительно небогатый человек, т. е. зарабатываете 2 - 3 тыс. евро, то вы будете платить приблизительно одинаковый НДФЛ во всей Европе. Помимо налога с доходов физического лица, в Европейских странах существуют еще обязательные социальные взносы, от которых нельзя отказаться. Например, в Германии такие социальные взносы составляют еще около 20% от заработка. Таким образом, суммарно работник «теряет» на налогах и взносах 30% заработка. При этом страховка в Германии, в отличие от Украины, - это не выброшенные на ветер деньги, а медицинское страхование, которое обеспечивает вам высококачественное медобслуживание при необходимости, а также пенсионная страховка, которая позволяет вам копить у себя на счету собственную пенсию.

И еще о снижении ставок зарплатных налогов. Даже если предприятие готово платить в бюджет полностью НДС и налог на прибыль, для выплаты теневых зарплат потребуются наличные. И если у предприятия нет источников постоянной теневой наличной выручки, оно будет искать возможность получить кэш через «бабочки» или иные схемы по обналичиванию. Поэтому шаги по снижению ставок зарплатных налогов – необходимая составляющая для сокращения теневого оборота наличных в государстве.

Налог на прибыль. Для предприятий плательщиков налога на прибыль ставка налога – 18%, налог уплачивается лишь с разницы между доходами и расходами. Указанный налог легче всего подлежит планированию и оптимизации, в том числе законными методами. Анализ структуры расходов, планирование, документальное подтверждение – в арсенале украинского налогоплательщика есть все эти средства.

Базовый отчетный период – календарный год. Предприятия с оборотом свыше 10 млн грн в год уплачивают налог на прибыль авансом в размере 1/12 из расчета суммы прибыли за прошлый календарный год. Это позволяет сделать платежи по налогу на прибыль ритмичными и запланированными, не изыскивать средства, когда по итогам года требуется оплатить миллионный налог в бюджет. Подобная схема уплаты налога на прибыль существует и в других государствах.

Кроме того, предприятия с небольшим оборотом рассчитывают и уплачивают налог на прибыль только один раз – по результатам календарного года.

А вот что и вправду следует улучшить в части налогообложения – так это ввести одноуровневую систему налогообложения.

Для примера возьмем соседнюю Польшу. Ставка налога на прибыль в Польше – 19%, в Украине – 18%. Ставка налога на дивиденды для физических лиц в Польше составляет 19%, в Украине – 5%.

На первый взгляд, украинский бизнес платит меньше налогов, так как 18+5 = 23%. Однако в Польше эти два налога не плюсуются, как у нас, а являются взаимозаменяемыми. Если субъект хозяйствования в Польше выплатил дивиденды и удержал налог в размере 19%, сумма этого налога будет отнесена к расходам и уменьшит налогооблагаемую прибыль.

На наш взгляд, такое налоговое «новшество» будет по достоинству оценено не только отечественными бизнесменами, но и потенциальными иностранными инвесторами.

Критика Реанимационного пакета реформ

В «Реанимационном пакете реформ», который сейчас активно продвигается как действующая программа по масштабным изменениям в стране, блок налоговой реформы выглядит более чем скромно.

Что у нас тут в качестве заявленной мега-реформы? Из кардинальных изменений:

  • снижение базовой ставки ЕСВ до 18% и одновременное поднятие штрафов за нарушения в сфере трудоустройства сотрудников позволит вывести большую часть зарплат в конвертах из тени и наполнить Пенсионный Фонд. (Законопроект № 1182 внесен в ВРУ)
  • замена налога на прибыль налогом с дивидендов. Это вариант эстонской реформы, которая привела к увеличению поступлений от этого налога в бюджет более чем на 50%, также решает вопрос с выводом денежных средств в офшоры.

 

Это весь «реанимационный» блок налоговой реформы. Не густо. Ни слова об администрировании НДС, а с «заменой»  налога на прибыль – пункт явно непроходной, так как авансовые взносы по налогу на прибыль обеспечивают ритмичность поступлений этого налога в бюджет.

Непонятно, откуда взялась ставка ЕСВ 18%. Наши исследования на предмет готовности бизнеса вывести зарплаты из тени показали, что максимальный размер общей налоговой  нагрузки, при которой бизнес готов вывести из тени зарплату – 20%. Если ставка ЕСВ, как предложено в проекте, снизится до 18%, плюс НДФЛ 15-17%, - получаем общий показатель нагрузки 33-35%. По нашим данным, лишь 7% налогоплательщиков готовы показать реальные зарплаты при таком уровне отчислений.

Статьи по теме
Источники силы: откуда черпать энергию, если внутренних ресурсов не хватает
Источники силы: откуда черпать энергию, если внутренних ресурсов не хватает

Недостаток сил, хроническая усталость или апатия управленца говорят о нехватке его внутреннего ресурса. При первых симптомах нужно остановиться и определить, в чем причина надвигающегося истощения – и предпринять шаги по самовосстановлению. При этом важно умело использовать внешние ресурсы, которые могут служить временной или дополнительной опорой для лидера. Подробно об этом – Елена Сергеева, партнер компании Amrop Exective Search Ukraine&Baltics.
11.01.22 — 2884

Рецепт выживания лидера: из каких внутренних ресурсов можно черпать силы
Рецепт выживания лидера: из каких внутренних ресурсов можно черпать силы

Чтобы реализовывать свои цели, видение и быть максимально полезным для организации, достигая желаемых результатов, лидеру необходимо обладать и силой, и мудростью. А это не так уж просто, учитывая и стресс-факторы, и неудачи на пути, и прокрастинацию. Оставаться или, скорее, легко входить в состояние потока управленцу поможет умелое использование своих лидерских ресурсов – внутренних и внешних. Подробно о них – Елена Сергеева, партнер компании Amrop Executive Search Ukraine&Baltics.
04.01.22 — 3470

Наблюдатели под наблюдением: стоит ли контролировать набсоветы
Наблюдатели под наблюдением: стоит ли контролировать набсоветы

Недавний скандал с Нафтогазом в очередной раз показал, что представители органов власти Украины, не говоря уже о широкой общественности, плохо представляют себе для чего в компаниях должны существовать наблюдательные советы, в чем их отличие от правлений (то есть от менеджмента), какой экспертизой следует обладать корпоративным директорам, какое вознаграждение они должны получать за свой труд и каким образом можно оценить их вклад в развитие компании и страны в целом.
30.08.21 — 2337