Контракти.ua

3372  —  11.04.14
Инвестиции в будущее: инновационная модель может стать фундаментом будущего Украины
Инвестиции в будущее: инновационная модель может стать фундаментом будущего Украины

В комплексе мер стабилизации финансово-экономической ситуации, обеспечения национальной безопасности и ускоренного развития Украины должны системно сочетаться как срочные, «пожарные», так и стратегические решения. Весь мировой опыт последних десятилетий показывает, что к таким стратегическим решениям относится разработка и реализация программы перехода к инновационной модели развития.

Об инновациях сегодня много и с восторгом не говорят только ленивые и совсем уж недалекие политики и менеджеры. Однако личный опыт общения с различными категориями украинских политиков и управленцев показывает, что в наших реалиях разговоры об инновациях и, особенно, об их финансировании часто ведутся либо без глубокого понимания сути и процедур этого процесса, либо с целью получения доступа к бюджетным ресурсам с совершенно конкретной целью.

Пропустим рассуждения об инновациях, об их пользе для ускорения развития страны и ее модернизации. Приведем только один актуальный пример: с 1 апреля 2013 года Канада ввела новый вид визы - Startup-Visa, с помощью которой планирует «привлечь лучшие умы планеты и помочь Канаде сохранить конкурентоспособность и устойчивость в глобальной экономике». С этой целью Канада также «поощряет инвестиции в инновационные исследования, которые будут способствовать развитию экономики и созданию новых рабочих мест».

Понятно, что Канада - не Украина. Однако сакраментальный вопрос: где взять деньги на инновационные стартапы Украине хотя и сложный, но не безнадежный. Все, как кому-то может показаться странным, упирается в концептуальный подход, который, в свою очередь, реализуется в процедурах.

Что мы имеем сейчас. Как «в старые добрые времена», к финансированию инноваций у нас сугубо затратный подход. Т.е. на инновации нужно выделить деньги. Желательно много. Желательно бюджетные. Затем эти деньги «освоить» не обидев, при этом, себя и нужных людей. Полученный результат, как правило, никого особо не интересует: все знают: инвестиции в инновации - это венчурное (т.е. рисковое) финансирование. А венчурное финансирование, как написано во всех учебниках, бывает результативным не более, чем в 10%. Вот и ждем, когда придут эти 10%.

На самом деле все это - «от лукавого». В мировой индустрии инноваций и венчурного капитала существует принципиально другой подход, который предполагает не выпрашивание денег, а, во-первых, выполнение определенных правил, и, во-вторых, разговор с венчурным инвестором на понятном ему языке. Тогда и деньги у венчурных инвесторов просить будет не нужно – сами дадут! И инвестиции в инновации станут не расходной, а доходной статьей. Но для этого инвестиции в инновации необходимо рассматривать, как специфический бизнес.

Предварительно немного теории и истории.

Расхожая сентенция о том, что максимальную прибыль могут принести лишь торговля нефтью, оружием, наркотиками, а также проституция и игорный бизнес, в 70 годы ХХ века была опровергнута. Есть еще один бизнес, который может принести не меньшую, а широко известные примеры свидетельствуют значительно большую прибыль! Это — венчурный бизнес. При высокой прибыльности венчурный бизнес имеет важную социальную составляющую — это бизнес развития, бизнес прогресса, бизнес, приближающий будущее.

Приведем только два хрестоматийных примера.

В 1961 г Артур Рок создал один из первых в США венчурных фондов. Тогда в новое для всех дело он смог привлечь всего $5 млн, из которых инвестировано было всего $3 млн. Корпоративные инвесторы не были заинтересованы вкладывать средства в малопонятные тогда финансовые структуры. Но результаты работы фонда оказались ошеломляющими: Рок, израсходовав всего $3 млн, через непродолжительное время вернул инвесторам почти девяносто.

В 1987 г. Дон Валентин (Don Valentine) из Sequoia Capital приобрел за $2,5 млн пакет акций Cisco. Через год стоимость его пакета составила $3 млрд.

Впечатляет, но не дает ответ: что же такое венчурный бизнес, как источник финансирования инноваций. Первое и самое главное - венчурный бизнес - бизнес, который ведется по обычным правилам бизнеса на специфическом финансовом рынке. Именно так: рынок венчурного финансирования - это один из финансовых рынков. И если на рынке золота инструментом является золото, на валютном – котировки валют, то на венчурном таким инструментом, базовым активом являются инновации.

Рынок венчурных инвестиций - это самый молодой из финансовых рынков. Хотя первый фонд прямых инвестиций Bessemer Trust появился еще 1907 году, его организационное оформление все-таки нужно связать с образованием в 1973 году в США Национальной ассоциации венчурного капитала (Nationаl Vеnture Сapital Assоciation – NVСA), а становление - с началом 80-х гг. XX века, когда в США начала проводиться целенаправленная государственная политика стимулирования венчурного предпринимательства.

С помощью системы мер прямого и косвенного стимулирования руководство США стало активно развивать инновационный бизнес. В 1980 г. был принят закон Стивенсона – Уайдлера «О технологических нововведениях», который предусматривал ряд мер по стимулированию промышленных инноваций. С 1981 г. в США стала активно формироваться система налоговых льгот на НИОКР. Сегодня американский рынок венчурного финансирования остается самым большим по объему и развитым по инфраструктуре и сервису. Например, программа по инвестициям в малый бизнес – Smаll Businеss Invеstment Соmpanies (SBIС) представляет собой уникальную программу государственно-частного партнерства, с помощью которой было осуществлено венчурное финансирование более 150 тыс. малых и средних предприятий в объеме $90 млрд. Нужно отметить, что все мировые лидеры компьютерной индустрии – компании Micrоsоft, Intеl, Applе Cоmputеrs, Cоmpаq – достигли впечатляющих технологических и финансовых результатов, благодаря именно венчурному финансированию на ранних стадиях своего развития. Именно их пример показал, что для инвестора сверхприбыльным могут быть и вложения в инновации.

Развитие европейского венчурного бизнеса во многом повторяет американский опыт с отставанием на 10 лет. Это позволило избежать существенных ошибок и адаптировать к европейским условиям уже отработанные финансовые и управленческие технологии. В 1983 г. была организована Европейская ассоциация прямого инвестирования и венчурного капитала (ЕVCА), что было совместной инициативой представителей венчурной индустрии и Европейской комиссии.

В общем виде суть венчурного бизнеса заключается в том, что венчурный инвестор вкладывает финансовые ресурсы на определенной (не обязательно первой) стадии (см. рис.) в инновации: развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов. Однако организационно это не просто вклад в существующее предприятие или инвестиционный кредит с минимальной процентной ставкой. Практика показывает, что наиболее оптимальным является создание проектной компании с участием одного или нескольких венчурных инвесторов и ключевых разработчиков. Вклад венчурных инвесторов - формирование уставного капитала. Вклад разработчиков - интеллектуальная собственность.

Стадии венчурного финансирования

 

Какая же модель взаимоотношений между венчурными инвесторами, разработчиками и менеджментом является более оптимальной? На наш взгляд, наибольшее доверие между разработчиками и инвестором будет в том случае, если их доли в уставном капитале будут равными, а небольшой пакет (до 10%) находиться у менеджмента. При этом в уставе компании должно быть прописано положение о том, что до завершения инвестиционного этапа и выхода венчурного инвестора, все решения общего собрания собственников принимаются единогласно. Условия же выхода должны были заранее оговорены, например, в учредительном договоре. Это вовсе не означает, что все договоренности достигнутые «на берегу» будут в точности реализованы. Они, в силу разных причин, могут быть изменены в более привлекательную для участников проекта сторону. А вот худшие варианты нужно отсечь сразу, чтобы они не висели над головами участников «дамокловым мечем».

В последующем, по мере развития технологии и коммерциализации продукта, венчурные инвесторы продают свой многократно возросший в цене пакет акций (долю) в этом предприятии, обеспечивая тем самым значительную прибыль на вложенный капитал.

Ключевым вопросом при принятии решения о венчурном инвестировании является вопрос рисков. Понятие рисковости, как уже упоминалось, заложено даже в названии этого бизнеса. Однако, на наш взгляд, мнение о высокой рисковости венчурного бизнеса является весьма преувеличенным. Анализ практики показывает, что при правильном ведении рисковость венчурного бизнеса не на много выше рисковости других видов бизнеса при значительно более высокой прибыльности. Да, в мире есть практика крупных компаний, которые занимаются венчурным инвестированием по принципу «крупноячеистого трала». В этом случае 90% мелкой рыбешки «проходит мимо», но 10% пойманной компенсирует все расходы.

В наших условиях подход скорее должен быть похож на рыбалку со спиннингом: в целом добыча меньше, но в расчете на одного человека за единицу времени даже больше, чем у команды траулера. Что же для этого нужно сделать?

Прежде всего, определимся с рисками венчурного бизнеса. Их всего четыре. Это:

  • - научно-технические риски;
  • - риски команды;
  • - маркетинговые риски;
  • - риски менеджмента.

Проанализируем эти риски с точки зрения их минимизации. Предварительно отметим, что научно-технические риски и риски команды являются специфическими рисками, присущими только венчурному бизнесу и на них мы остановимся более подробно. Маркетинговые и риски менеджмента — общие для всех видов бизнеса, и мы рассмотрим только их особенности применительно к венчурному бизнесу.

Научно-технические риски. Попросту говоря это риск того, что предложенная к финансированию инновационная разработка просто не будет работать. Это не означает, что разработчики хотят обмануть венчурного инвестора, хотя случается и такое. Чаще проблема в теоретических ошибках и проблемах масштабирования. Этот риск снимается тщательной предварительной экспертизой проекта, его постоянным сопровождением и мониторингом. Проведение предварительной экспертизы должно быть максимально открытым и прозрачным с привлечением экспертов различных научных школ и направлений. Наиболее оптимальным является очная дискуссия с участием экспертов, представляющих интересы как венчурного инвестора, так и разработчика.

После принятия решения о финансировании проекта календарный план должен быть разбит на 2 — 3 этапа. Каждый этап должен завершаться контрольной точкой с достижением конкретных, хорошо фиксируемых результатов. Как правило, эти результаты должны отражать масштабирование инновационной разработки от лабораторного образца, до прототипа и далее к опытному или опытно-промышленному образцу. Решение о финансировании очередного этапа принимается после достижения приемлемых результатов предыдущего. Это позволит уменьшить потери в случае получения совершенно отрицательного результата, что случается крайне редко. Как правило, полученные результаты, отличающиеся от заявленных, могут просто потребовать корректировки общего плана работ.

В общем плане уровень научно-технических рисков венчурных инвесторов зависит от уровня технической культуры их команды, от сферы приложения венчурного капитала, выбора для инвестиций оптимальных, наиболее перспективных инновационных направлений. Сегодня наиболее перспективными инновационными направлениями для венчурного инвестирования являются информационные технологии, энергосбережение, энергоэффективность, альтернативные и возобновляемые источники энергии. Очень перспективной, особенно для инвестиций ранних стадий, является сфера биотехнологий.

Риски команды. Наверное наиболее сложные риски тесно связанные с рисками менеджмента. Как показывает практика, в основе 80% неудачных проектов лежат проблемы проектных команд. В общем плане преодоление рисков команды заключается в умении менеджера проекта сформировать в команде систему отношений, при которой внутренние конфликты и противоречия, а также их внешнее проявление станут либо невозможными, либо невыгодными, либо не влияющими на результат.

 

Александр Разумцев

Кандидат философских наук
Директор ООО «Символ-ИТ»

Как это сделать? На этот вопрос готовых ответов нет. Он требует анализа конкретной ситуации, конкретного проекта и конкретной проектной команды. Единственное условие, которое лежит на стыке преодоления рисков команды и рисков менеджмента состоит в том, что допускать к управлению проектом представителей разработчиков нецелесообразно. Что касается непосредственно преодоления рисков менеджмента, то тут, как впрочем и везде, необходим тщательный отбор и контроль за работой менеджера проекта, особенно на ранних стадиях. Важным условием уменьшения рисков менеджмента является системный, но не навязчивый контроль расходования финансовых средств.

Маркетинговые риски. Маркетинговые риски по своей сути ничем не отличаются от рисков при выводе нового товара, начале нового бизнеса и т.д. Тщательный анализ рынка позволит их свести к минимуму.

Как же практически «запустить» венчурное финансирование инновационной сферы в Украине? И стоит ли вообще это делать?

Стоит. Во-первых, как уже указывалось, это высокодоходный бизнес, который может стать источником самофинансирования инновационной сферы в Украине.

Во-вторых, сферу инновационных разработок Украины сегодня можно сравнить с Клондайком или Кимберли конца XIX века. Объективно оценить что-либо сложно, но по нашему мнению в Украине сегодня есть десятки тысяч действительно инновационных разработок, которые могут принести миллиардные прибыли, не говоря о возможности для самореализации тысяч разработчиков. Эти разработки для страны могут, например, стать основой освобождения от энергетической зависимости: сегодня в Украине разработано уникальное оборудование газификации биомассы, углеродсодержащих ТБО, избыточного ила очистных сооружений, торфа, бурого угля. Это оборудование позволяет при цене, например, возобновляемого источника энергии - торфа 200 грн за тонну получить генераторный газ, цена которого в пересчете на энергетические характеристики импортируемого из России природного газа составит $100 – 110 за 1000 кубических метров. Цена более чем приемлемая с учетом того, что сеть газогенераторных комплексов может быть развернута за несколько месяцев, а горелки котлов не требуют изменений. Не менее интересной разработкой являются и солнечные батареи с КПД свыше 50%! И таких разработок не десятки - сотни, тысячи! Но несколько, так называемых, венчурных фондов, которые сегодня существуют в Украине, и низкий уровень профессионализма их менеджмента не могут обеспечить коммерциализации имеющихся разработок и на 1%. Выход, на наш взгляд, только один: создание системы поиска, предпосевной поддержки разработчиков, разработок и привлечения международного венчурного финансирования на основе государственно-частного партнерства.

Практически это может выглядеть следующим образом. Необходимо создать с участием частного капитала государственный венчурный фонд, как один из центральных элементов формирования эффективной и конкурентоспособной национальной инновационной системы путем вовлечения частного венчурного капитала и развития инновационного предпринимательства. За государством координация, организационное и материальное обеспечение деятельности фонда. За частным капиталом - стартовое финансирование текущей деятельности. Деятельность этого фонда должна быть реализована в трех направлениях.

Первое. Мониторинг и селекция наиболее перспективных разработчиков и разработок на местах, финансирование изготовления простейших образцов, проведение необходимых анализов и экспертиз, поездок разработчиков на экспертные советы и инвестиционные комитеты, а также другие расходы. Практика показывает, что для этого потребуется от $5 до 10 тыс. на одну разработку.

Второе. Создание и функционирование технологического инкубатора. Под технологическим инкубатором понимается не только лабораторно-бытовой комплекс, где разработчики в течение какого-то времени могут жить и работать, чтобы до конца проверить жизнеспособность и дотянуть свои инновационные разработки до уровня предпосевного инвестирования. Технологический инкубатор — это и группа экспертов-консультантов, которые оказывают разработчикам необходимую научно-техническую помощь. Одновременно, работая бок о бок с разработчиками, консультанты глубже поймут суть разработки, что позволит сделать более объективные выводы об оптимальных путях ее коммерциализации.

Третье. Привлечение инвестиций на внутреннем и глобальном венчурном рынке, формирование и развитие партнерских отношений с участниками рынков венчурных инвестиций ведущих индустриальных стран. Специалисты этого направления, обладая знаниями по международному общему и авторскому праву, техническому переводу, управлению проектами и т.д. смогут привлечь финансовые ресурсы крупных мировых венчурных фондов для предпосевного, посевного и последующих раундов финансирования, обеспечить трансфер и сопровождение проектов, защиту интересов разработчиков и фонда.

Мы все верим, что у Украины светлое будущее среди демократических и экономически развитых стран. И именно инновационная модель развития может стать одним из фундаментальных основ этого будущего.

Статьи по теме
Источники силы: откуда черпать энергию, если внутренних ресурсов не хватает
Источники силы: откуда черпать энергию, если внутренних ресурсов не хватает

Недостаток сил, хроническая усталость или апатия управленца говорят о нехватке его внутреннего ресурса. При первых симптомах нужно остановиться и определить, в чем причина надвигающегося истощения – и предпринять шаги по самовосстановлению. При этом важно умело использовать внешние ресурсы, которые могут служить временной или дополнительной опорой для лидера. Подробно об этом – Елена Сергеева, партнер компании Amrop Exective Search Ukraine&Baltics.
11.01.22 — 2884

Рецепт выживания лидера: из каких внутренних ресурсов можно черпать силы
Рецепт выживания лидера: из каких внутренних ресурсов можно черпать силы

Чтобы реализовывать свои цели, видение и быть максимально полезным для организации, достигая желаемых результатов, лидеру необходимо обладать и силой, и мудростью. А это не так уж просто, учитывая и стресс-факторы, и неудачи на пути, и прокрастинацию. Оставаться или, скорее, легко входить в состояние потока управленцу поможет умелое использование своих лидерских ресурсов – внутренних и внешних. Подробно о них – Елена Сергеева, партнер компании Amrop Executive Search Ukraine&Baltics.
04.01.22 — 3470

Наблюдатели под наблюдением: стоит ли контролировать набсоветы
Наблюдатели под наблюдением: стоит ли контролировать набсоветы

Недавний скандал с Нафтогазом в очередной раз показал, что представители органов власти Украины, не говоря уже о широкой общественности, плохо представляют себе для чего в компаниях должны существовать наблюдательные советы, в чем их отличие от правлений (то есть от менеджмента), какой экспертизой следует обладать корпоративным директорам, какое вознаграждение они должны получать за свой труд и каким образом можно оценить их вклад в развитие компании и страны в целом.
30.08.21 — 2337