Если долго повторять слово «халва», то сладко во рту все равно не станет. А если не говорить о лоббизме и «продавливании» представителями бизнеса выгодных им решений в парламенте, Кабмине, министерствах и ведомствах, то это не значит, что лоббизма нет. В Украине нет только Закона о лоббизме, а сам лоббизм цветет, как магнолии в Ботсаду.
Списки «Форбс» (500 самых богатых людей Украины) и списки народных депутатов и министров во многом совпадают, так как бизнесмены идут во власть, чтобы защитить и «продвинуть» свой бизнес. Слово «откат» уже укоренилось в «новоязе бизнеса». Анализируя многие законопроекты, которые принимает Верховная Рада, сразу же можно сделать вывод - кому это выгодно...
Да особо и не скрывают. Например, автор закона об утилизационном сборе (от уплаты которого украинские автопроизводители освобождены) - народный депутат В.Крайний. Смотрим на сайте ВР информацию о его прежнем месте работы: коммерческий директор Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ). Кому выгодно? Интересуемся прежним местом работы первого заместителя Министра промышленной политики Украины Н.Евдокименко: генеральный директор того же завода ЗАЗ. Кому выгодно?
Вспоминаю старый анекдот о Чапаеве и Петьке: стал Василий Иванович играть в покер с английскими джентльменами, один из них объявил флеш-рояль и выиграл, а на предложение Василия Ивановича «вскрыться», все возмущенно ответили: «Джентльмены, верят друг другу на слово»! Василий Иванович: «И тут, Петька, у меня карта и пошла!». Так и у нас!
После избрания народным депутатом либо назначения министром мгновенно «карта так и идет»: бизнес и достаток новоиспеченного госслужащего начинает расти «как на дрожжах». Как свежий пример, могу привести голосование Верховной Рады 28 марта за принятие Закона о предотвращении финансовой катастрофы. В 18:00 28.03.2014 г. законопроект набирает всего лишь 179 голосов «за», а через 2 часа его уже принимают большинством ВР. Сравниваем редакции законопроекта «до» и «после» провального голосования и обнаруживаем, что из окончательно принятой редакции чудесным образом исчезли нормы о повышении налогов на нефтедобычу и другие некоторые неприятные для определенных бизнес-структур пункты законопроекта. То есть, дабы предотвратить финансовую катастрофу все граждане Украины будут платить налог с дохода от депозитов и на 100% увеличенный акциз при покупке авто, а бизнесмены, добывающие в Украине нефть или торгующие золотыми изделиями, в спасении Украины и предотвращении финансовой катастрофы принимать участие не намерены.
Олег Назаренко
Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД)
Я осознаю, что «своя рубашка ближе к телу», но очень хочется, чтобы игроки на автомобильном рынке, например, играли по понятным правилам и в одинаковых условиях. Мне во время одного из интервью задали вопрос: «А почему вы не лоббируете интересы автоимпортеров, играя по правилам, навязанным чиновниками, то есть с помощью взяток?» Ответ прост: Закона о лоббизме в Украине нет, а все автоимпортеры в Украине – иностранные граждане, которые четко привыкли следовать всем нормам Закона. Покаюсь, ко мне иногда поступали намеки от чиновников разных рангов о возможности «порешать вопросы» за соответствующую мзду. Но вы можете себе представить картину (если бы произошло невозможное и я бы согласился): я собираю заседание автоимпортеров (японцев, немцев, французов) и предлагаю «сброситься» деньгами на взятку? Да они просто посмотрят на меня как на ненормального! Для них такое предложение будет равноценно предложению всем вместе ограбить банк либо совершить групповое изнасилование сотрудницы автосалона!
В Украине нужен Закон о лоббизме!
Необходимо изменить правила игры, т.е. ликвидировать условия, при которых бизнесмен идет в парламент с целью защитить свой бизнес, а не для обеспечения необходимого для страны законодательства (и даже не пролоббировать свой бизнес, а хотя бы обеспечить условия, дабы этот бизнес у него не «отжали»).
Когда бываю по деловым вопросам в Женеве (штаб-квартиры ВТО) либо в Брюсселе (штаб-квартира ЕС), то всегда обращаю внимание на чиновников, которые, не скрываясь, «решают вопросы» вместе с лоббистами в кафешках, расположенных возле штаб-квартиры. И это нормально и разрешено! Главное, чтобы за свой кофе чиновник платил сам! У нас же крайности: либо чиновник боится досужих разговоров и предпочитает встречаться у себя в кабинете либо наоборот, как бывший мэр Киева Черновецкий, продает за большие деньги обед со своим присутствием.
P.S.: Несколько примеров моего личного лоббирования не только интересов автоимпортеров, но и общественных (как удачных, так и неудачных).
* До 2006-го года при каждой покупке валюты на межбанке импортеру требовалась новая справка от налоговой милиции (хоть каждую неделю). Когда леди-премьер-министр узнала об этом от меня на одном из совещаний, то подняла находящегося тут же шефа налоговой милиции и спросила о времени, которое ему понадобится для отмены такой повинности для импортеров. Тот ответил, что ввиду необходимости согласования с Нацбанком, им понадобится примерно два месяца. «Я думаю, що до кінця дня вам часу вистачить», - ответила леди. И вопрос действительно был решен до конца дня!
* На одном из заседаний профильного Комитета Верховной Рады я настаивал на отмене льгот для дипломатов, которые до сих пор имеют право на беспошлинный ввоз авто за 50% суммы заработанной ими за рубежом. Аргументировал я это вопросом: а чем дипломаты отличаются от шахтеров, врачей и учителей и почему они должны иметь такие льготы? Ответ я получил обескураживающий своей откровенностью. «А потому, что если этих льгот не будет, то все умные выпускники КИМО пойдут к вам в ВААИД работать, а к нам в МИД только двоечники! Вы хотите, чтобы в МИДе работали двоечники?», - ответил мне тогдашний замминистра МИД. Я, естественно, не хотел, чтобы в МИД работали «двоечники» и вынужден был признать победу его главного аргумента… А дипломаты до сих пор имеют льготы, хотя с тех пор во многих органах власти я вижу одних «бывших двоечников»!