Гривня падает. Причем с ускорением. На межбанке нацвалюта по отношению к доллару завершила январь выше отметки 8,5 UAH/USD, а конкретнее – на 8,63 UAH/USD. Это максимальная отметка за последние 4,5 года и, похоже, это еще не предел.
В конце декабря ничто не предвещало бури. После получения первого транша так называемого кредита от России в размере $3 млрд, гривня резко укрепилась с 8,2760 UAH/USD до 8,1600 UAH/USD. Это было вполне предсказуемо, поскольку стабильность национальной валюты всегда декларировалась правительством как одна из приоритетных задач. Возникал только вопрос: на сколько хватит этой суммы, если экономически гривню от падения ничего не держит, а дыр и так более чем достаточно?
Ответ мы получили гораздо быстрее, чем хотелось бы. Хватило ровно на шесть дней. Уже 30 декабря гривня вернулась к 8,23 UAH/USD. И это несмотря на праздничный сезон, когда традиционно гривня дорожает, поскольку происходит массовая продажа валютных заначек из-за возросших трат. Но не в этот раз. Напряжение, возникшее из-за обострения политической ситуации в стране, нашло свое отражение на валютном рынке. В кои-то веки гривня не хранила олимпийское спокойствие, а отреагировала так, как и полагается в данной ситуации.
Праздники прошли относительно спокойно, но во второй половине января рынок взорвался. Напряжение в обществе достигло критической точки, и пакет законов от 16 января стал катализатором, ускорившим события. В том числе и на валютном рынке. Курс вышел из сложившегося диапазона и в считанные дни достиг отметки 8,5 UAH/USD. Почему такой акцент делается на этой цифре? Последний раз рынок ее видел в августе 2009 года. Это, говоря языком валютных спекулянтов, психологически важный уровень, преодоление которого, по идее, с первого раза затруднительно. Зато, если он все же будет пройден, валюта ускоряет ход. Собственно, так и произошло.
28 января НБУ предпринял попытку сдержать падение гривни. Для этого он вышел на рынок с испытанным методом – валютной интервенцией. В итоге курс снизился до 8,5 UAH/USD, но уже на следующий день возобновил рост, поскольку основной фактор – обострение социальной и политической напряженности в стране – никуда не делся. Следует отметить, что заметно возросли объемы торговли валютой. Если до декабря 2013 года дневной объем торгов не превышал $2 млрд, то начиная с 22 января объем торгов превысил $3 млрд, а 28 января объемы достигли $5,01 млрд.
Успокоительное от центробанка
НБУ не устает заявлять о стабильности ситуации на валютном рынке и росте доверия населения к национальной валюте, что весьма сомнительно. Собственно говоря, в последние дни курс растет, поскольку многие конвертируют гривню в доллар. Более того, растет евро, тогда как на мировом рынке евро заметно подешевел. А курс евровалюты у нас всегда отражал мировые тенденции. Так что это также можно считать показателем того, что гривню переводят в валюту. Доверие в данном случае означает рост гривневых депозитов. Впрочем, это довольно легко объяснимо: в какой еще стране можно вложить деньги под 24% годовых? Правда, рано или поздно банки столкнуться с проблемой выплат по таким депозитам. Особенно мелкие.
К слову. Согласно данным банка Barclays, украинские финучреждения вдвое нарастили свои долговые обязательства с начала кризиса. Подавляющая часть банковских обязательств, которые нужно погасить в нынешнем году, заимствованы у предприятий, поэтому не подлежат легкому рефинансированию. Основная же часть погашаемых кредитов в реальности не погашается, а рефинансируется новыми кредитами.
Солидарно в оценке ситуации и агентство Standard & Poor’s, которое отнесло банковский сектор Украины к группе 10 (самая слабая группа) по уровню отраслевых и страновых рисков. По оценкам S&P, доля проблемных кредитов в отечественной банковской системе может составить около 40% всех займов. «Доля проблемной задолженности может увеличиться в случае резкой девальвации гривни, поскольку на ноябрь 2013 г. 34% банковских кредитов были номинированы в иностранной валюте», - говорится в отчете S&P.
Касательно стабильности – раньше правительство утверждало, что выше 8,2 UAH/USD мы курс не увидим. Теперь же оказывается, что такие колебания вполне нормальны при гибком валютном курсе. Нестыковка получается. Так он гибкий, или все-таки у нас незыблемая ценовая стабильность?
Также Нацбанк говорит, что ценовая стабильность – залог привлекательности страны для инвесторов. Оно-то конечно так. Но в наших условиях залогом привлекательности являются скорее законы, обеспечивающие защиту инвестиций. Законы эти, скажем так, в проекте, а пока инвесторы от нас бегут. Яркий пример из последних – продажа «Правэкса». Это было больше похоже на желание итальянцев из Intesa Sanpaolo, которая была его единственным акционером, любой ценой завершить приключение под названием «делать бизнес в Украине».
Плохой мир или хорошая война
Попробуем представить, что было бы, если бы политическая ситуация не обострилась. Те, кто считает, что в Украине воцарились бы мир и благоденствие, глубоко ошибаются. Экономические показатели точно так же спровоцировали бы снижение гривни, правда, не такими темпами.
Чтобы не углубляться в макроэкономику, остановимся на ее важнейшем показателе – ВВП. Его рост в 2013 году составил аж 0%. Это самый слабый результат среди всех стран СНГ. Он совпал с прогнозами международных институтов, например, Европейской Бизнес Ассоциацией, и не оправдал надежд правительства, которое ожидало рост на 2,5%-3,4%. Правда, ближе к концу года уже бывший премьер Николай Азаров признал, что рост будет где-то около нуля. До этого показатель ВВП падал на протяжении пяти кварталов.
Ситуация с остальными показателями не менее плачевна. Иными словами, у гривни просто не было повода сохранять стабильность. Кроме искусственного ее удержания на заданном уровне. Более того, денег России, даже в полном объеме, вряд ли хватило бы. Это значит, все равно пришлось бы искать точки соприкосновения с МВФ. А одним из условий МВФ для предоставления кредита как раз является гибкий курс гривни. Так что ее девальвация была вопросом времени.
Согласно расчетам Ассоциации украинских банков (АУБ), девальвация гривни может достичь 30%, то есть 10,5 UAH/USD. Такие расчеты АУБ подтверждает и Goldman Sachs, эксперты которого считают, что оптимальным может быть девальвация гривни на 30%, а если говорить о ближайших целях – то это отметка 9,0 UAH/USD.
Что касается евро, то в августе 2009 года курс составлял 11,70 UAH/EUR. Сейчас он уже приближается к данной отметке и находится на 11,50 UAH/EUR. Есть все шансы преодолеть максимум 2009 года и увидеть отметку 12,0 UAH/EUR. Может быть чуть выше, но незначительно. Все-таки евро в мире переживает не лучшие времена и продолжит снижаться. Поэтому в Украине рост евровалюты по отношению к гривне сохранится, но будет медленнее, чем рост доллара. Кстати, любителям евро на заметку: когда ситуация в Украине стабилизируется, а лучше – исправится, евро по отношению к гривне может резко упасть. Особенно, если в мире обстоятельства для единой валюты не поменяются в лучшую сторону. Однако, на скорое разрешение конфликта в Украине, похоже, рассчитывать не приходится.