В октябре минувшего года министр обороны РФ Сергей Шойгу получил доклад о том, что на арктическом аэродроме «Темп», расположенном на острове Котельный архипелага Новосибирских островов, восстановлена взлетно-посадочная полоса. Кроме того, впервые за 30 лет там произвел посадку военно-транспортный самолет Ан-72 с рабочей группой Министерства обороны на борту.
Это событие осталось бы незамеченным, если бы не повышенное внимание стран арктического бассейна к разделу прилегающего шельфа. Будучи конкурентами, они ревностно следят за любыми движениями друг друга в этом направлении. Маневры все больше напоминают недалекие годы «холодной войны», когда откровенная милитаристская направленность и бряцание оружием было нормой в достижении целей. Впрочем, с тех пор ничего не изменилось, ведь на арктическом шельфе обнаружены поистине неисчерпаемые запасы углеводородов. Специалисты оценивают их примерно в 100 млрд т, что в несколько раз превышает сырьевые запасы России или Саудовской Аравии. А если говорить о денежном выражении, то сумма вообще не поддается осмыслению. Достаточно сказать, что это 25% от всех обнаруженных на планете запасов углеводородов.
Противостояние сильных мира сего в борьбе за природные ресурсы в арктическом регионе – не плод воспаленного воображения, а реальный факт. Все военные конфликты последних лет связаны именно с борьбой за эти самые ресурсы, будь то Ирак, Ливия или Мали.
Причины разногласий стран арктического бассейна кроются в отсутствии договоров о разделе бескрайних просторов Арктики. Формально – это Северный Ледовитый океан. Страны-претенденты должны доказать, что его шельф, на котором и расположены залежи ископаемых, продолжает их материковую территорию. Специальный договор между приполярными государствами исключил бы подобные споры, но пока они заняты более насущными вопросами - борьбой за сферы влияния на традиционных территориях и рынках.
Реальных игроков за богатства Арктики немного – Россия, США, Канада, Норвегия и Дания. Но эти страны обладают немалым экономическим и военным потенциалом – четыре из них входят в НАТО, а две владеют ядерным оружием. Поэтому одна небольшая ошибка или случайность в случае возникшего военного противостояния может привести к фатальным последствиям для всего региона.
Это соперничество в последние годы стало заметнее благодаря возросшей военной активности арктических государств. В частности, в регионе повысилось количество военных учений. Так, в марте 2012 года в Норвегии проходили крупнейшие в Арктике маневры, в которых участвовали 16 тыс. военнослужащих из 14 стран. Их цель заключалась в том, чтобы научиться действовать в суровой обстановке как при ведении реального боя, так и при предотвращении террористических угроз. Еще раньше пресса широко освещала учения войск США, Канады и Дании, прошедшие в тех же условиях.
Кроме того, США, Канада и Дания ежегодно проводят совместные морские учения военных кораблей в канадских арктических водах, а сухопутные силы Канады и Дании сообща тренируют подразделения, обученные действовать в высоких широтах и имеющие в своем арсенале даже собачьи упряжки.
Не отстает от своих соперников и Россия. Все началось с августа 2007 года, когда на Северном полюсе был установлен российский флаг и заложена капсула с посланием для потомков. А в апреле 2010 года на Северный полюс десантировалась группа парашютистов из 26 человек, в которую, впрочем, входили представители и других государств – США, Канады, Австралии, Австрии, Голландии и Южной Африки. Одними высадками дело не ограничилось. С недавних пор российская стратегическая авиация совершает регулярные облеты полярных областей и арктического побережья, а на островах арктической зоны, принадлежащих России планируется постройка новых портов и реанимация бывших аэродромов. Кстати, еще в 60-70-ых годах прошлого века тогда еще советские стратегические бомбардировщики совершали пробные посадки на подготовленные арктические аэродромы.
Серьезным шагом для России в закреплении статуса и признании своих территорий в Арктике стала ратификация Госдумой договора с Норвегией по демаркации границ в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Это положило конец более чем сорокалетнему спору государств по данному вопросу. Сегодня Россия продолжает закреплять свои позиции на арктических просторах. В частности, российская Академия наук недавно выделила большие средства – около $50 млн - на гидрографические и геофизические исследования в Северном Ледовитом океане. Их целью служит доказательство территориальной принадлежности хребтов Менделеева и Ломоносова к российской части арктического шельфа.
Аналогичными исследованиями занимаются и канадцы, уже несколько лет составляющие подробную карту дна Северного Ледовитого океана. Еще раньше датчане заявили о своих правах на хребет Ломоносова, тянущийся от Гренландии к арктическому побережью России. Дания, кстати, здесь фигурирует неспроста, так как самый большой остров мира – Гренландия – является ее суверенной территорией.
Есть еще одна еще причина, по которой Россия будет стараться расширять инфраструктуру портов и аэродромов вблизи своего арктического побережья. Она кроется в желании использовать Северной морской путь для доставки грузов из стремительно развивающегося Китая в Европу. Ни для кого не секрет, что расстояние от тихоокеанских портов Поднебесной к европейским потребителям через Суэцкий канал почти вдвое превышает путь, лежащий через Берингов пролив и российские арктические моря Северного морского пути. И самое интересное, что налаживанию этого канала доставки способствует смягчение климата в арктическом регионе. Так, по последним данным температура на планете повысилась на один градус. В Арктике же она выросла на четыре градуса, благодаря чему в летний период освободились ото льда огромные пространства. Беспрепятственное судоходство там стало возможным с апреля по ноябрь, а зимняя навигация не подразумевает использования судов тяжелого ледового класса.
Россия крайне заинтересована в популярности северной проводки судов. Прежде всего, из-за валютных поступлений со страховых и портовых сборов, а так же денег за использование ледокольного флота для проводки караванов. Но здесь от нее потребуется готовность к широкомасштабным спасательным операциям силами МЧС. А значит, количество аэродромов в приполярной зоне и на островах арктических морей должно вырасти в разы. По этим причинам аэродром «Темп» на острове Котельный стал первой восстановленной площадкой для посадки военно-транспортной авиации. Пока взлетно-посадочная полоса невелика – всего 1500 метров. Однако персоналу гарнизона уже дана задача довести ее длину до размера, соответствующего приему тяжелых транспортных Ил-76. Со временем там смогут садиться для дозаправки и стратегические бомбардировщики, что станет очень важным аргументом России в случае возникновения арктического кризиса.
В конце 2012 года российский холдинг «Вертолеты России» заявил о создании новой модификации многоцелевого вертолета Ми-8, созданной для Арктической группировки войск. Его оснастят более мощной силовой установкой, которая даст возможность продолжать полет с одним неработающим двигателем, модернизированной системой отопления, использующей космические технологии, обновленной противооблединительной системой и новым лыжным шасси, с помощью которого вертолет сможет совершать посадки в рыхлый снег и болотистую почву. Велика вероятность того, что на этой модификации будут установлены новейшие вертолетные двигатели украинского производства компании «Мотор Сич».
Совсем недавно Wall Street Journal сообщила, что в связи с усиленным таянием льда в арктическом бассейне Пентагон намерен выделить свыше $1 млрд на усиление безопасности судоходства в своей зоне Арктики. Командование ВМС оценивает запасы минеральных ресурсов в американском арктическом секторе в $1 трлн и утверждает, что для обеспечения безопасности и эффективного патрулирования новых водных путей ледокольный флот США нуждается в модернизации и расширении. Эксперты заявляют, что для поддержания безопасности прохода морских арктических путей потребуется 10 новых ледоколов. Стоимость каждого из них оценивается в $784 млн. Еще $270 млн потребуется на модернизацию действующих кораблей. Также необходимым называют укрепление корпусов свыше 10% кораблей военно-морского флота для проведения операций в Арктике, что выльется в $300 млн.
Некоторые, впрочем, считают, что эта война уже давно началась и одним из ее эпизодов может считаться нашумевшая история с российской буровой платформой «Приразломная» и арестом активистов «Гринпис».