Контракти.ua

Автор: Сергей Смоленцев —  3993  —  01.02.14
Арктические войны: мифы и реальность
Арктические войны: мифы и реальность

В октябре минувшего года министр обороны РФ Сергей Шойгу получил доклад о том, что на арктическом аэродроме «Темп», расположенном на острове Котельный архипелага Новосибирских островов, восстановлена взлетно-посадочная полоса. Кроме того, впервые за 30 лет там произвел посадку военно-транспортный самолет Ан-72 с рабочей группой Министерства обороны на борту.

Это событие осталось бы незамеченным, если бы не повышенное внимание стран арктического бассейна к разделу прилегающего шельфа. Будучи конкурентами, они ревностно следят за любыми движениями друг друга в этом направлении. Маневры все больше напоминают недалекие годы «холодной войны», когда откровенная милитаристская направленность и бряцание оружием было нормой в достижении целей. Впрочем, с тех пор ничего не изменилось, ведь на арктическом шельфе обнаружены поистине неисчерпаемые запасы углеводородов. Специалисты оценивают их примерно в 100 млрд т, что в несколько раз превышает сырьевые запасы России или Саудовской Аравии. А если говорить о денежном выражении, то сумма вообще не поддается осмыслению. Достаточно сказать, что это 25% от всех обнаруженных на планете запасов углеводородов.

Противостояние сильных мира сего в борьбе за природные ресурсы в арктическом регионе – не плод воспаленного воображения, а реальный факт. Все военные конфликты последних лет связаны именно с борьбой за эти самые ресурсы, будь то Ирак, Ливия или Мали.

Причины разногласий стран арктического бассейна кроются в отсутствии договоров о разделе бескрайних просторов Арктики. Формально – это Северный Ледовитый океан. Страны-претенденты должны доказать, что его шельф, на котором и расположены залежи ископаемых, продолжает их материковую территорию. Специальный договор между приполярными государствами исключил бы подобные споры, но пока они заняты более насущными вопросами - борьбой за сферы влияния на традиционных территориях и рынках.

Реальных игроков за богатства Арктики немного – Россия, США, Канада, Норвегия и Дания. Но эти страны обладают немалым экономическим и военным потенциалом – четыре из них входят в НАТО, а две владеют ядерным оружием. Поэтому одна небольшая ошибка или случайность в случае возникшего военного противостояния может привести к фатальным последствиям для всего региона.

Это соперничество в последние годы стало заметнее благодаря возросшей военной активности арктических государств. В частности, в регионе повысилось количество военных учений. Так, в марте 2012 года в Норвегии проходили крупнейшие в Арктике маневры, в которых участвовали 16 тыс. военнослужащих из 14 стран. Их цель заключалась в том, чтобы научиться действовать в суровой обстановке как при ведении реального боя, так и при предотвращении террористических угроз. Еще раньше пресса широко освещала учения войск США, Канады и Дании, прошедшие в тех же условиях.

Кроме того, США, Канада и Дания ежегодно проводят совместные морские учения военных кораблей в канадских арктических водах, а сухопутные силы Канады и Дании сообща тренируют подразделения, обученные действовать в высоких широтах и имеющие в своем арсенале даже собачьи упряжки.

Не отстает от своих соперников и Россия. Все началось с августа 2007 года, когда на Северном полюсе был установлен российский флаг и заложена капсула с посланием для потомков. А в апреле 2010 года на Северный полюс десантировалась группа парашютистов из 26 человек, в которую, впрочем, входили представители и других государств – США, Канады, Австралии, Австрии, Голландии и Южной Африки. Одними высадками дело не ограничилось. С недавних пор российская стратегическая авиация совершает регулярные облеты полярных областей и арктического побережья, а на островах арктической зоны, принадлежащих России  планируется постройка новых портов и реанимация бывших аэродромов. Кстати, еще в 60-70-ых годах прошлого века тогда еще советские стратегические бомбардировщики совершали пробные посадки на подготовленные арктические аэродромы.

Серьезным шагом для России в закреплении статуса и признании своих территорий в Арктике стала ратификация Госдумой договора с Норвегией по демаркации границ в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Это положило конец более чем сорокалетнему спору государств по данному вопросу. Сегодня Россия продолжает закреплять свои позиции на арктических просторах. В частности, российская Академия наук недавно выделила большие средства – около $50 млн - на гидрографические и геофизические исследования в Северном Ледовитом океане. Их целью служит доказательство территориальной принадлежности хребтов Менделеева и Ломоносова к российской части арктического шельфа.

Аналогичными исследованиями занимаются и канадцы, уже несколько лет составляющие подробную карту дна Северного Ледовитого океана. Еще раньше датчане заявили о своих правах на хребет Ломоносова, тянущийся от Гренландии к арктическому побережью России. Дания, кстати, здесь фигурирует неспроста, так как самый большой остров мира – Гренландия – является ее суверенной территорией.

Есть еще одна еще причина, по которой Россия будет стараться расширять инфраструктуру портов и аэродромов вблизи своего арктического побережья. Она кроется в желании использовать Северной морской путь для доставки грузов из стремительно развивающегося Китая в Европу. Ни для кого не секрет, что расстояние от тихоокеанских портов Поднебесной к европейским потребителям через Суэцкий канал почти вдвое превышает путь, лежащий через Берингов пролив и российские арктические моря Северного морского пути. И самое интересное, что налаживанию этого канала доставки способствует смягчение климата в арктическом регионе. Так, по последним данным температура на планете повысилась на один градус. В Арктике же она выросла на четыре градуса, благодаря чему в летний период освободились ото льда  огромные пространства. Беспрепятственное судоходство там стало возможным с апреля по ноябрь, а зимняя навигация не подразумевает использования судов тяжелого ледового класса.

Россия крайне заинтересована в популярности северной проводки судов. Прежде всего, из-за валютных поступлений со страховых и портовых сборов, а так же денег за использование ледокольного флота для проводки караванов. Но здесь от нее потребуется готовность к широкомасштабным спасательным операциям силами МЧС. А значит, количество аэродромов в приполярной зоне и на островах арктических морей должно вырасти в разы. По этим причинам аэродром «Темп» на острове Котельный стал первой восстановленной площадкой для посадки военно-транспортной авиации. Пока взлетно-посадочная полоса невелика – всего 1500 метров. Однако персоналу гарнизона уже дана задача довести ее длину до размера, соответствующего приему тяжелых транспортных Ил-76. Со временем там смогут садиться для дозаправки и стратегические бомбардировщики, что станет очень важным аргументом России в случае возникновения арктического кризиса.

В конце 2012 года российский холдинг «Вертолеты России» заявил о создании новой модификации многоцелевого вертолета Ми-8, созданной для Арктической группировки войск. Его оснастят более мощной силовой установкой, которая даст возможность продолжать полет с одним неработающим двигателем, модернизированной системой отопления, использующей космические технологии, обновленной противооблединительной системой и новым лыжным шасси, с помощью которого вертолет сможет совершать посадки в рыхлый снег и болотистую почву. Велика вероятность того, что на этой модификации будут установлены новейшие вертолетные двигатели украинского производства компании «Мотор Сич».

Совсем недавно Wall Street Journal сообщила, что в связи с усиленным таянием льда в арктическом бассейне Пентагон намерен выделить свыше $1 млрд на усиление безопасности судоходства в своей зоне Арктики. Командование ВМС оценивает запасы минеральных ресурсов в американском арктическом секторе в $1 трлн и утверждает, что для обеспечения безопасности и эффективного патрулирования новых водных путей ледокольный флот США нуждается в модернизации и расширении. Эксперты заявляют, что для поддержания безопасности прохода морских арктических путей потребуется 10 новых ледоколов. Стоимость каждого из них оценивается в $784 млн. Еще $270 млн потребуется на модернизацию действующих кораблей. Также необходимым называют укрепление корпусов свыше 10% кораблей военно-морского флота для проведения операций в Арктике, что выльется в $300 млн.

Некоторые, впрочем, считают, что эта война уже давно началась и одним из ее эпизодов может считаться нашумевшая история с российской буровой платформой «Приразломная» и арестом активистов «Гринпис».

Статьи по теме
Російська акторка Марія Машкова показала кадри з Києва і звернулася до росіян:
Російська акторка Марія Машкова показала кадри з Києва і звернулася до росіян: "Те, що ми коїмо – це п*здець"

Відома російська акторка, донька путініста Володимира Машкова - Марія поділилася кадрами зі столиці України.
22.07.22 — 1355

З якими захворюваннями не призиватимуть до армії під час воєнного стану: список
З якими захворюваннями не призиватимуть до армії під час воєнного стану: список

Мобілізація в Україні продовжена до 23 серпня 2022 року. Зараз продовжують закликати українців, які потрапляють під першу і другу хвилю мобілізації. Існують винятки по мобілізації - за станом здоров'я, сімейні обставини, бронь на підприємствах і багато інших.
04.07.22 — 17452

УІНП оприлюднив новий ролик, що розвінчує тезу «Ніхто не забутий, ніщо не забуте»
УІНП оприлюднив новий ролик, що розвінчує тезу «Ніхто не забутий, ніщо не забуте»

Український інститут національної пам’яті випустив новий ролик із циклу «Війна і міф», що розвінчує тезу «Ніхто не забутий, ніщо не забуте».
09.05.22 — 1259