Часто от собственников, топов, маркетологов и менеджеров по продажам приходится слышать фразу «Наш продукт/услуга слишком сложна, а цикл продажи очень длинный. Клиенты не понимают, что хотят, слабо разбираются в ситуации и поэтому продавать очень непросто».
Типичная ситуация. Однако стоит ли занимать позицию жертвы обстоятельств, когда можно взять ситуацию в свои руки? В данной статье я бы хотел поделиться опытом компании Promodo в продаже собственных услуг.
Исходная ситуация
Специализация нашей компании – комплексный интернет-маркетинг (продвижение сайтов в поисковых системах, контекстная и медийная реклама, продвижение в социальных сетях, email-маркетинг, увеличение конверсии и т.д.). В настоящий момент в штате насчитывается немногим более 100 сотрудников в 4 офисах (два офиса в Украине, один в России и один в Великобритании).
С точки зрения географии, компания ориентирована на два рынка:
Общаясь с потенциальными клиентами, наши менеджеры по продажам испытывают следующие, типичные для B2B рынка, сложности:
Ежедневно несколько десятков потенциальных клиентов обращаются в компанию посредством телефона, заполнения контактной формы на сайтах компании или отправки письма по электронной почте.
Задачи, требующие решения
Перед маркетинговым подразделением был поставлен следующий круг задач:
Приступаем к решению
В первую очередь, маркетинговое подразделение было подселено к отделу продаж для того, чтобы на месте определить ресурсные точки, устранив которые можно быстро добиться прироста в эффективности.
Менеджеры по продажам так описали свои наиболее насущные проблемы:
Создаем информационное поле
Роман Вилявин
Заместитель директора и руководитель отдела маркетинга компании Promodo
Для того чтобы создать вокруг клиента качественное информационное поле, которое позволит обучать и поддерживать с ним связь, необходимо создавать большой массив качественного контента, а также обеспечить себя необходимым инструментарием для того, чтобы порционно доставлять его потенциальным клиентам.
В качестве «Центра Управления Полетами» было выбрано программное обеспечение Act-On, которое позволяет осуществлять персонализированный маркетинг один-на-один, и практически не требует постоянных обращений за ресурсами в IT подразделение.
Основные сложности, как и ожидалось, возникли в процессе создания контента. Дело в том, что сотрудники в операционных подразделениях постоянно перегружены текущей работой и выкроить ресурсы на маркетинговые нужды очень непросто.
Чтобы упростить процесс и снизить расходы на подготовку контента мы приняли решение сфокусироваться на обучающем контенте, который будет полезен всем типам контактов: потенциальным, текущим и бывшим клиентам. Обычно считается, что наилучшим выходом является глубокая сегментация клиентов по стадиям цикла покупки и иным критериям, но в нашем случае подобное решение выглядело слишком громоздко и мы ограничились базовой сегментацией.
3 основных типа контента, которые мы используем для обучения клиентов и создания информационного поля:
Методы доставки контента
Основными инструментами доставки контента стали:
Таким образом, сотрудники отдела продаж получили мощную маркетинговую поддержку, а клиенты значительно лучше стали понимать ценность предложения.
Контент в обмен на контактную информацию
Очень эффективным для нас оказался метод обмена полезного контента на контактную информацию. Продвигая бесплатные руководства и вебинары можно получить контакты очень высокого уровня, например директоров по маркетингу Royal Bank of Scotland и Unicredit или топ-менеджеров Betfair и William Hill.
Результаты
Оценка результатов приятно удивила: продажи выросли на 141%. Также заметно увеличилось количество обращений и, что очень важно, на 76% увеличилась конверсия из заявок в продажи. Иными словами, менеджерам по продажам стало заметно легче продавать, заметно больший процент обратившихся в компанию клиентов дошли до этапа заключения контракта. И это, на наш взгляд, основное подтверждение того, что обучение клиентов и создание вокруг них информационного поля – работает. Клиентам в B2B очень нужно обучение, постоянное обоснование ценности предложений подрядчиков и подтверждение экспертизы подрядчика. И с этим можно и нужно работать!