Поскольку в последние несколько лет проблема рейдерства в Украине особенно обострилась, принятие Верховной Радой во втором чтении законопроекта № 0887 о противодействии незаконному поглощению и захвату предприятий, вызвало значительный резонанс. Действительно ли это крайне необходимо? А главное, каких последствий стоит ожидать?
Каковы причины того, что Законопроект № 0887 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий» был принят 10 октября 2013 года?
Во-первых, это возможность защитить малый и средний бизнес. Если проблемы рейдерских атак крупных компаний практически всегда поддаются огласке, а, следовательно, находятся способы их решения, то субъекты хозяйствования, которые далеко не претендуют на звание лидеров в той или иной сфере, остаются один на один с рейдерами, пытаясь защитить свой бизнес.
Во-вторых, это шанс предоставить хотя и не полную защиту права собственности, но все же определенные гарантии для инвесторов и побороть негативный стереотип по отношению к Украине, как к «стране с весьма вероятными противозаконными посягательствами на собственность и права инвесторов».
В-третьих, это объективная потребность в систематизации норм, которые предусматривают уголовную ответственность за незаконное завладение чужим бизнесом. Хулиганство (ст.296 УК Украины) или же разбой (ст.187 УК Украины) – квалификация, под которую до принятия Законопроекта № 0887 подпадали действия, совершенные в ходе рейдерской атаки.
Теперь же УК Украины будет дополнен статьями, определяющими детальный состав преступлений, которые чаще всего совершаются в ходе рейдерских атак. При этом, санкции будут предполагать как выплату штрафа, так и лишение свободы на определенный срок, в зависимости от тяжести преступления. Например:
подделка документов, которые подаются для проведения государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, т.е., «формальное рейдерство» (ст. 2051УК Украины) – минимально: от 500 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, максимально - до 2 лет лишения свободы. За те же действия, совершенные повторно, по сговору группой лиц, должностным лицом с использованием своего положения,— 5 лет;
захват зданий и объектов, приведший к нарушению нормальной работы предприятий (ст.2061 УК Украины) предусматривает санкцию в виде ограничения или лишения свободы на срок до 2 лет, при условии совершения повторно или предварительного сговора группой лиц - на срок от 2 до 5 лет, а если эти действия совершены при участии работников частных охранных структур или сопряжены с опасным для жизни и здоровья насилием или причинили тяжкие последствия - то на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества;
противоправное завладение имуществом предприятий, учреждений и организаций (ст.2062 УК Украины) – санкция: исправительные работы сроком до 2 лет либо лишение свободы сроком до 3 лет. При условии: повторности, предварительного сговора, угрозы убийства, причинения тяжких телесных повреждений, совершения насилия, опасного для жизни и здоровья, нанесения вреда имуществу – санкция в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься отдельными видами деятельности на протяжении срока до 2 лет. Отдельная санкция есть для лиц, которые, воспользовавшись служебным положением, незаконно завладели имуществом предприятий, учреждений и организаций. Для них предусмотрена санкция в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься отдельными видами деятельности на протяжении срока до 3 лет. При этом, предусмотрена конфискация имущества. Такая же санкция предусмотрена и в случаях, если противоправное завладение имуществом предприятий, учреждений и организаций причинило убытки в крупном размере или привело к иным тяжким последствиям.
Наталия Мартынюк
Руководитель практики «Агробизнес», адвокат АО Arzinger
Однако, в самом тексте Законопроекта № 0887 отсутствует термин «рейдерство». Следовательно, для законодателя приемлемой является форма «загадки», когда по одному или же ряду характерных признаков нужно определить ключевое слово. С одной стороны, это предполагает, что противоправные действия так или иначе будут наказаны, так как, стоит признать, схемы и механизмы рейдерских атак становятся все хитроумнее, а исчерпывающая дефиниция «рейдерство» в законодательстве может привести к тому, что за явно противоправные действия будет весьма проблематично привлечь к ответственности. С другой стороны, появится возможность квалифицировать как рейдерство и те действия, которые таковыми не являются.
В этом проявляется схожесть подходов к трактовке понятия «рейдерства» в Украине и России. Законопроект № 0887 частично отображает те положения, которые прописаны в законодательстве РФ. Правда инициатива сделать очередной шаг на пути к искоренению рейдерства исходила от Президента РФ. В 2010 году, Госдума в третьем чтении приняла антирейдерские поправки в Уголовный кодекс РФ, которые также заключались в криминализации регистрации ложных сведений в едином государственном реестре юридических лиц или реестре владельцев ценных бумаг, а также при предоставлении ложной информации в госорганы. Законодательство РФ пополнилось нормами, которые предусматривают санкции и за фальсификацию решения общего собрания акционеров или решения совета директоров (наблюдательного совета), за что можно было бы предусмотреть ответственность и в Украине.
Борьба с рейдерством: методы зарубежных государств
Прежде всего, различается уже само понятие «рейдерство», которое во многих западных странах не исключает и законную практику недружественных слияний и поглощений предприятий.
В США, на «родине рейдерства» (как бы странно сегодня это не звучало в нынешних реалиях), применяется Закон Рико, в котором прописан механизм борьбы с организованной преступностью. Таким образом, акцент сделан на том, что рейдерство, в подавляющем большинстве случаев, - это преступление группы лиц, поэтому его расследованием, а в дальнейшем и привлечением к ответственности, занимается сразу целая группа представителей различных ведомств, в том числе и Министерства юстиции США, и ФБР.
Британская модель борьбы с рейдерством заключается в возможности персонального контроля со стороны кабинета министров, что предусмотрено Законом о предпринимательстве 2002 года, в случае, если те или иные действия в корпоративной сфере являют собой «исключительный интерес для общества».
Ряд государств может с гордостью утверждать, что рейдерство в их стране или же не имеет места априори (например, Литва, где превалируют демократические правила бизнеса), или же законодательство довольно детально определяет преступления в сфере корпоративного управления, и предусматривает соответствующее наказание (Франция).
Каковы же последствия ужесточения ответственности за незаконное завладение чужим бизнесом в Украине?
Парадоксально, но все же следует ожидать рост показателей, определяющих количество случаев рейдерства. Однако, не за счет того, что они будут совершаться более часто, а потому, что те действия, в которых ранее усматривался иной состав преступления, теперь будут квалифицированы как виды рейдерства (ст. 2051, 2061 і 2062 УК Украины).
Безусловно, эффективное антирейдерское законодательство является одним из составляющих успешного экономического развития страны. Поэтому будем надеяться, что активная позиция государственной власти по совершенствованию украинского законодательства в этом направлении приведет к реальным возможностям защиты бизнеса от незаконных посягательств.