«Действительно, многие миллионеры ходят в рванье и ездят на дешевых машинах – но, чтобы позволить себе это, надо быть миллионером. Нищий в такой ситуации невыразимо страдал бы от когнитивного диссонанса, поэтому многие бедные люди стремятся дорого и хорошо одеться на последние деньги», - Виктор Пелевин, Generation П.
Испания. Город Ла Корунья. Головной офис компании Inditex. Полдень. Полтора часа до обеденного перерыва. В просторной столовой пусто. Занят только один столик — там заканчивает трапезу грузный лысоватый мужчина далеко за 70 в скромном темно-синем габардиновом костюме и белой хлопковой рубашке. Рядом с ним высокая стройная девушка, которой еще нет 30. Длинные темно-русые волосы собраны на затылке и схвачены заколкой с логотипом Dior. На молодой спутнице пожилого господина темно-серое платье-футляр из последней коллекции Balenciaga. Через несколько минут они оба выйдут из столовой и направятся в conference hall Inditex, где давно уже собрались журналисты. Там пожилой мужчина — миллиардер, основатель компании Амансио Ортега объявит о том, что уходит с поста президента Inditex и передает бразды правления вице-президенту Пабло Ислу. На этом, по сути, закончится последний рабочий день короля «демократичной моды», основателя марки ZARA — 19 июля 2011 года. После пресс-конференции он выйдет из здания Inditex под щелканье фотоаппаратов. Девушка — дочь Ортеги Марта — с журналистами общаться пока не будет. Сегодня она всего-навсего руководитель одного из провинциальных филиалов. Информация о том, что именно Марте предстоит заменить отца и возглавить семейный бизнес, просочится в СМИ лишь два года спустя.
Сила привычки
Ортега — одна из самых богатых и самых скромных в мире семей. Подписав документы о собственной отставке, Амансио выехал из двухэтажного особняка в Ла Корунья, находившегося в собственности Inditex, где жил до сих пор и поселился в многоквартирном доме в том же городе. Вместе с ним переехала жена Флора и дочь Сандра. Марта не живет с родителями с тех пор, как начала работать в их компании. Несколько лет назад ее взяли клерком в лондонский магазин Bershka, потом она оказалась в отделе продаж в Барселоне, затем на производстве в Шанхае. Через год после отставки Ортеги она вышла замуж за отцовского любимца — жокея Серхио Альвареса Мойю (Амансио — давний фанат конного спорта). После свадьбы Серхио переедет в провинциальный городок Артейксо, где сейчас работает его супруга. В 2012-м развлекательный журнал Global упомянул Амансио Ортегу в перечне миллиардеров, которые «живут, как простые смертные». Это, конечно, преувеличение. Много ли вы знаете пенсионеров, владеющих частными ипподромами и пилотирующими собственные спортивные самолеты Falcon 900? Сеньор Амансио — третий в списке самых богатых людей мира по версии Forbes (март 2013-го), его состояние оценивается в $57 млрд.
Ортега владеет жилой недвижимостью в разных городах Испании, Великобритании, Франции, Швейцарии и США. Вскоре после ухода с поста председателя правления Inditex он купил 43-этажный небоскреб в Мадриде стоимостью $536 млн. При желании он мог бы поселиться где угодно, но выбрал обычный многоквартирный дом в курортной испанской провинции. Биографы основателя Zara утверждают, что такой выбор отнюдь не признак скупости, а проявление консервативности сеньора Амансио и верности привычкам. Так же как неизменный скромный темно-синий костюм, в котором миллиардера можно спутать с обычным клерком, и привычка обедать в общей корпоративной столовой вместе с сотрудниками собственной компании.
Ла Корунья. Семья Ортега переехала сюда, когда Амансио было 14 лет. Здесь будущий король «демократичной моды» работал подмастерьем у второсортного портного: гофрировал ткани, драпировал и выслушивал в свой адрес замечания о том, что, дескать, не умеет он общаться с клиентами. Здесь получил первую менеджерскую должность в 1960-х, а в 1970-х вдвоем с первой женой, ныне покойной Росалией, начал собственное дело: они вместе шили халаты, ночные рубашки и белье в собственной гостиной. Здесь открыл первый магазин Zara. В одном из немногочисленных интервью он сказал, что почти не изменился с 1986 года, и, судя по тому, какой образ жизни ведет сеньор Амансио сегодня, это может быть правдой.
Американская мечта
«Неплохо для ковбойской девочки!» — написала Boston Globе, когда Кристи Уолтон, вдова одного из сыновей основателя розничной сети Wal-Mart, возглавила список самых богатых женщин по версии Forbes. Сейчас эта задорная кудрявая блондинка со Среднего Запада на одиннадцатом месте в списке миллиардеров, ее состояние — $28,2 млрд. Она обошла Блумберга и хозяина H&M Персона. Кстати, «ковбойская девочка» — далеко не единственный член семьи Уолтон, оказавшийся в первой двадцатке. На четырнадцатом и семнадцатом местах — ее свояки Джим и Роб, накопившие к марту 2013 года соответственно $26,7 млрд и $26,1 млрд. На шестнадцатом — свояченица Эллис, у которой $26,3 млрд. Это самая богатая семья в мире. Они редко дают интервью, не жалуют светскую тусовку и жить предпочитают в провинции — уединенно, но с размахом. К примеру, техасское ранчо Эллис окружают 1295 га леса. Имение Кристи в Вайоминге поскромнее. Однако до трагической гибели мужа она жила в роскошном особняке в викторианском стиле, построенном в 1896-м, неподалеку от Сан-Диего (Калифорния).
Овдовев в 2005 году, Кристи подарила дом благотворительному обществу, покинула «Золотой Штат», вернулась в родной Вайоминг и поселилась в городке Джексон с сыном Лукасом. Сейчас она на полтора-два миллиарда богаче остальных родственников, фигурирующих в списке Forbes. Главным образом потому, что ее покойный муж — бывший «зеленый берет», ветеран войны во Вьетнаме Джон Уолтон — самый смелый и самый предприимчивый из детей основателя Wal-Mart — инвестировал в солнечную энергетику, так что у нее есть актив, не связанный с семейным бизнесом — компания First Solar. Свояки Кристи c непрофильными активами не экспериментируют, занимаются развитием семейной розничной сети. New York Times пишет о них так: «Миллиардеры во втором поколении не слишком усердствуют, но и не зарываются, им уже не нужно зарабатывать состояние, но сохранить унаследованное — тоже задача, требующая определенных усилий».
К чести наследников отметим, что сеть Wal-Mart находится на их попечении вот уже 21 год, и дела компании все это время идут неплохо — она меньше других американских ретейлеров пострадала во время недавнего экономического кризиса и довольно быстро восстановила прежние объемы сбыта. О реактивном росте, которого в свое время добился основатель Сэм Уолтон, речь уже не идет, но дело-то было в 1980-х, тогда американский потребительский рынок был гораздо «подвижнее». После смерти основателя Wal-Mart в 1992 году Forbes оценил его розничную империю в $58,6 млрд. Бизнесмен завещал компанию жене и детям. Старший сын Роб возглавил совет директоров, средний Джим стал исполнительным директором, дочь Эллис занялась маркетингом. На сегодняшний день общее состояние Уолтонов составляет более $107 млрд.
Принцы и принцессы
Отец Бернара Арно — владельца контрольного пакета акций крупнейшего в мире производителя предметов роскоши, концерна LVMH — не фигурировал в Forbes, однако человеком был далеко не бедным. Семья Арно владела одной из самых успешных строительных компаний в регионе Нор-Па-Де-Кале. Старик Арно надеялся на то, что сын станет продолжателем семейного бизнеса. Бернар не возражал. Он получил инженерное образование. В 21 год сразу после окончания обучения стал партнером отца, а в 25 — возглавил компанию. Казалось, мечты отца сбываются. Но не прошло и двух лет после передачи дел, как Бернар договорился о продаже семейного бизнеса, причем старик Арно узнал об этом только после завершения сделки. Почти сразу после продажи сын уехал в Соединенные Штаты на четыре года. По слухам, поспешный отъезд был бегством от отцовского гнева.
По возвращении во Францию Бернар вернул отцу часть стоимости семейной компании, а остальное вложил в приобретение разорившегося текстильного конгломерата Boussac. Тут, кстати, тоже не обошлось без семейных связей. Жена Бернара была кузиной бывших владельцев — он купил оставшиеся у них акции, пообещав возродить Boussac. Впрочем, вскоре выяснилось, что обещание это было не более искренним, чем те, которые Арно в свое время давал отцу. Приобретя конгломерат, он принялся распродавать его по частям, оставив себе только одно предприятие — дом моды Christian Dior. Собственно с этого и началось формирование бизнес-империи, которой сейчас владеет семья Арно. Реанимировав CD, Бернар купил Moet Hennessy Louis Vitton, а затем присоединил к ним Givenchy, Christian Lacroix, Berliti и т. д. На сегодняшний день Арно владеют большинством мировых элитных брендов. В мартовском списке богатейших людей планеты по версии Forbes, Бернар Арно замыкал первую десятку с состоянием $29 млрд. Теперь он глава семьи — женат во второй раз, у него пятеро детей, и старшие, родившиеся от первого брака, участвуют в собственности LVMH. Говорят, до недавнего времени он рассчитывал на то, что старший сын Антуан станет его преемником и возглавит концерн. Но так уж повелось в семье Арно, что сыновья разочаровывают отцов. Вскоре, после того как «наследный принц» вошел в директорат LVMH, стало ясно, что на подиумах его интересуют не столько дизайнерские коллекции, сколько манекенщицы. Антуан стал бессменным героем светской хроники, желтая пресса наградила его прозвищем Золотой Мальчик.
Поговаривают, что тяга сына к гламурной тусовке и неумение избегать публичности немало огорчают отца. Сам Бернар, хоть и окружен роскошью, старается не демонстрировать свое богатство широкой общественности. К его вилле на Лазурном побережье никогда не подпускают журналистов. Он избегает светских приемов, не носит аксессуаров, кроме часов и запонок, и очень сдержанно одевается. Разочаровавшись в сыне, миллиардер сделал ставку не дочь. Дельфина Арно училась в Лондонской школе экономики и работала в McKinsey еще до того, как эта консалтинговая компания стала собственностью ее отца. Кстати, по неофициальной информации, именно Дельфина рекомендовала Бернару Арно совершить эту покупку. Она изучала дизайн под руководством Джона Гальяно. Сейчас является исполнительным директором Cristian Dior и входит в совет директоров Gucci. В отличие от брата Дельфина гораздо чаще бывает на промышленных выставках и отраслевых конференциях, чем на клубных сборищах и VIP-вечеринках. Отец должен быть ею доволен. С династическим браком у наследницы Арно не сложилось. Она побывала замужем за сыном итальянского «винного короля» Алессандро Валерино Гончиа, но теперь в разводе. Впрочем, Дельфина, хоть ей уже и за 30, все еще фигурирует в рейтингах самых завидных невест мира — то ли еще будет.