В основе национальной идеи государства Израиль — приверженность иудейской религии и вера в существование неразрывной связи каждого еврея вне зависимости от места рождения и проживания с исторической родиной. Даже в государственном гимне Израиля мотив национального суверенитета связан с Землей Израиля и расположенными на ней иудейскими святынями.
Аргумент в пользу веры
«Убежденность в том, что Земля Израиля обещана евреям Всевышним в вечное пользование и что рассеяние народа по другим странам — явление временное, один из немногих факторов, идеологически объединяющих светских и религиозных представителей нации», — говорит Давид Сегаль, телепродюсер, преподаватель традиции в иерусалимском институте «Ор Хая». Даже социалист Давид Бен-Гурион, представлявший интересы евреев на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1947 года, ссылался на религиозные первоисточники, доказывая права своих соотечественников на Землю Израиля. Бен-Гурион, как и большинство общественных деятелей, участвовавших в создании государства Израиль, был сионистом — сторонником политической доктрины, сформулированной в свое время Теодором Герцлем. Возникла она в XIX веке, когда светские еврейские мыслители, обеспокоенные притеснением соотечественников, живущих среди других народов, предложили три варианта решения «еврейского вопроса»: автоэмансипацию (ассимиляцию в странах проживания), территориализм (создание еврейского государства там, где это проще всего осуществить; в частности, рассматривался вариант покупки земли и основания еврейского государства в Уганде) и политический сионизм (борьба за формирование еврейской государственности на исторической родине). Движения за автоэмансипацию и территориализм скоро канули в Лету, а результатом развития сионизма стало в 1948 году провозглашение независимости государства Израиль.
«Герцль обратился к национальной идее, сформировавшейся еще со времен выхода евреев из Египта, описанной в древнейших еврейских книгах и отраженной даже в ежедневных иудейских молитвах», — разъясняет главный редактор информационных проектов образовательного центра «Мидраша Ционит» Макс Лесовой. — Эта идея заключается в том, что полноценная реализация еврейской нации возможна только на принадлежащей ей земле, в условиях физической и духовной свободы. Собственно, сионизм начался за сотни лет до Герцля — едва ли не с того момента, как римские оккупанты разрушили Иерусалим, Храм и еврейское государство».
Исторический пробел
Исторические источники свидетельствуют о том, что еврейское государство в Земле Исраэля существовало с XIII века до н. э. до I в. н. э. с перерывом всего в 70 лет — в эпоху нашествия вавилонян. К тому же начиная с XIII века каждые сто лет евреи из стран изгнания пытались начать заселение Земли Обетованной. В XVI веке это были евреи из Испании, в XVII — из Италии и Северной Африки. В 1777 году в Землю Израиля переселились 400 хасидских семей с территории современной Украины и Беларуси, в 1810-м — несколько тысяч литовских евреев. Со временем переселение становилось все более и более активным, не в последнюю очередь благодаря финансовой поддержке знаменитых семей меценатов — Монтефиоре и Ротшильдов. К слову, последние не только финансировали создание и развитие еврейских поселений в Палестине, но и официальную передачу Земли Израиля евреям.
После Первой мировой войны территория Палестины была передана под мандат Великобритании. В ноябре 1917 года британский министр иностранных дел Артур Бальфур направил лорду Уолтеру Ротшильду официальное письмо о том, что «правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине «национального очага» для еврейского народа». В середине ХХ века этот «национальный очаг» стал убежищем для евреев, спасавшихся от фашистского уничтожения, несмотря на сопротивление британских властей массовому возвращению евреев.
В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила резолюцию, предусматривающую прекращение действия британского мандата в Палестине и создание на ее территории двух государств — еврейского и арабского. По сути, историческая резолюция противоречила предложению Артура Бальфура. Во-первых, Бальфур обещал отдать евреям всю историческую территорию Земли Израиля, а во-вторых, согласно утвержденному ООН плану разделения Палестины, за пределами еврейского государства оказывались почти все еврейские святые места и исторические очаги еврейской цивилизации: Иерусалим, Беэр-Шева, Хеврон, Бейт-Лехем, Шхем. Несмотря на то что такой план раздела Палестины не позволял в полной мере реализовать еврейскую национальную идею и вернуть потомкам Исраэля обещанную Всевышним землю, евреи готовы были согласиться с решением Генеральной Ассамблеи и поселиться в границах, определенных Международной комиссией ООН.
За что боролись
По иронии судьбы ключевую роль в передаче евреям территорий, на которых расположены иудейские святыни, сыграли исторические соперники — арабы. Иордания, Сирия и Египет объявили, что не потерпят никакой еврейской автономии в Палестине, и как только евреи провозгласят независимость своего государства, им тут же объявят войну. Бои начались даже раньше, чем предполагалось. Англичане сформировали в Палестине «арабский легион», состоявший из иорданских солдат. В результате войны Иерусалим и другие важные для иудеев города стали еврейскими.