Блаженнейший Любомир Гузар видит в богатстве и бедности не добродетель или недостаток, а лишь возможность. Глава УГКЦ огорчен, что до сих пор христиане не готовы принять друг друга, объединившись в одну семью.
В интервью Контрактам глава Украинской
греко-католической церкви в Украине кардинал Любомир Гузар рассказал о том,
что:
1) огромные состояния — не проклятие
2) наиболее пристойная трата для олигархов — создание рабочих мест
3) бескорыстных Бог вознаграждает материально
4) лучшее доказательство существования Бога — жизнь человека
Украинская греко-католическая церковь была основана вследствие компромисса, известного в истории под названием «Брестская уния». Глава УГКЦ огорчен, что до сих пор христиане не готовы принять друг друга, объединившись в одну семью. Хватит ли им на это еще 400 лет? Ответ на этот вопрос зависит от того, как будет развиваться кризис мировых религий, существование которого кардинал признал. Несмотря на то что Блаженнейший почти ничего не видит, он зрит в корень.
Ваши родители были состоятельными людьми?
Приходилось ли вам в детстве терпеть лишения?
— Моих родителей, скорее всего, можно было назвать представителями среднего класса. Отец работал урядником во львовском Земельном банке — не очень влиятельный чин. Мы не были богатыми, но на жизнь хватало.
Я осознаю, что родители заботились обо мне и моей старшей сестре и всегда находили для нас время. Да, был период, когда мы все голодали. Но это было следствием войны, а не каких-то неправильных действий со стороны отца с мамой.
Как, по вашему мнению, материальное положение семьи влияет на формирование характера ребенка?
— Бесспорно, у богатых родителей больше возможностей для детей, особенно это касается одежды, пищи, путешествий и тому подобных вещей. Бедная семья «пробивается» сквозь жизнь. В ее доме, к примеру, может не быть хорошей библиотеки. Это я называю объективными обстоятельствами. Но есть другой, более важный аспект этого вопроса. Богатство может быть весьма неумело использовано. Когда, например, ребенок все время получает то, в чем не нуждается, и становится избалованным. Он думает, что ему все позволено. В то же время бедная семья может воспитать ответственного и добросовестного ребенка. Не могу сказать, что, например, я и моя сестра всегда вели себя примерно. Но родители за этим присматривали. И, наверное, поэтому я унаследовал от них духовные ценности, которыми пользуюсь всю жизнь.
Любомир Гузар желает лишь то, что ему необходимо
То есть вы считаете, что средства на
воспитание ребенка необходимо ограничивать?
— Безусловно. Богатство надо уметь использовать. Впрочем, не стоит забывать, что огромное состояние — это не проклятие! Нередки случаи, когда отпрыск состоятельной семьи благородно и разумно применяет капитал родителей. В то же время бывает, что ребенок из бедной семьи, добившись богатства, не знает, что с ним делать, и начинает злоупотреблять деньгами. То есть и в благоустроенном доме, где всего вдоволь, можно воспитать прекрасных детей. В Украине сейчас много олигархов. Подавляющее большинство их я назвал бы «скоробогатыми». Они слишком быстро заработали огромные деньги и часто не знают, как их применить, потому что не воспитывались в домах, где есть «культура богатства». Но их дети или скорее даже внуки могут стать настоящими олигархами. То есть теми, кто использует собственный капитал не только для себя, но и для общества.
Какое применение богатства вы считаете наиболее достойным?
— Прежде всего создание рабочих мест. По моему глубокому убеждению, труд — достоинство человека. Есть и другой способ. Приведу такой пример. Как-то мне пришлось посетить в США известный оперный театр, принадлежащий состоятельной семье. Не знаю, какими были их мотивы: слава, снижение налоговой нагрузки или что-то еще, но они занимались чрезвычайно благородным делом — меценатством. И, кстати, не только потому, что они богаты, а потому, что имеют определенное воспитание и, конечно, средства.
Есть ли связь между богатством и добродетелью? Может ли Бог вознаграждать хорошее поведение материально?
— Я убежден, что Бог всегда вознаграждает добродетель (в том числе материально), но при условии, что она искренняя и бескорыстная. Когда человек стремится понять ближнего, его нужды, а не, например, руководствуется желанием с помощью меценатства продемонстрировать всем свое богатство. Вообще мне кажется, что иногда мы поступаем неправильно, восхваляя меценатов. Так как часто они на это «ловятся» и делают добро не ради добра, а только для того, чтобы их хвалили. Такая похвала очень дешевая вещь! Но я убежден, что все равно Бог благословляет тех, кто помогает другим. Каким образом? Умножает их возможности помогать, давая тем самым человеку благородное сердце. Так как деньги сами по себе не делают нас добрыми. Они только дают возможность проявлять доброту сердца.
То есть Бог учитывает не только нашу щедрость, но и ее мотивы?
— Абсолютно! Я считаю это ясной наукой Святого Письма.
Всем известны слова Писания, что скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый попадет в Царствие Божие.
— Христос говорил так о богатых, которые всю свою надежду возлагают на деньги. Кстати, слово «убогий» имеет замечательную этимологию. Прислушайтесь: убогий — у Бога. Слышите? Между прочим, убогий человек на самом деле может быть наделен богатством. Например, Божий дар — талант, который можно использовать на благо ближних. Мы с вами знаем, что в мире есть огромное количество людей, которые никогда не будут богатыми, чтобы они ни делали. Но они всегда остаются с Богом. Для многих богатство опасно и противопоказано, так как оно может сделать доброго злым, испортить, обернуться духовной руиной для своего хозяина. Творец многим людям не дает богатства, чтобы не ставить их...
...в неудобное положение?
— Да! Чтобы они не разрушились духовно.
В таком случае является ли бедность добродетелью?
— Нет. Бедность сама по себе, как и богатство, не является ни добродетелью, ни недостатком. И богатство, и бедность лишь возможность, используя которую мы можем быть добродетельными или нет. Добродетелью можно назвать отречение от богатства. Это, например, монашество. Когда человек идет на самоотречение и сознательно отказывается от любого имущества. Но, повторяю, жизнь в бедности сама по себе добродетелью быть не может. Кстати, у бедняка всегда есть соблазн — зависть. Иногда Бог, оставляя человека в бедности, возможно, спасает его от большего бедствия. Здесь все индивидуально. Состоятельный человек может быть чрезвычайно скупым. Тем не менее порою бедняк может быть более щедрым, чем любой миллионер. Во всем этом есть промысел Божий, который мы разгадать не можем.
В Евангелии от Матфея Христос сказал одному юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим». Подобные утверждения часто склоняют общественное мнение к тому, что христианство — религия бедных. Что вы на это можете ответить?
— Я так не думаю. Христос говорил о личном призыве. Не каждый из нас призван быть монахом. Есть люди, которых Господь к этому призывает. Монах, например, отказывается жениться. Такой выбор не может быть приемлемым для всех. Он — удел избранных — тех, кто услышал приглашение Бога. Но это не значит, что семья или богатство являются чем-то неприличным. Христос к тому юноше обращался лично, предлагая максимально использовать его возможности. Но тот не смог пойти за Учителем до конца. Жаль!
Скажите, учитывая глобальные процессы, охватившие большую часть планеты, признаете ли вы существование кризиса мировых религий?
— В определенной мере да. Действительно, мы живем в эпоху глобализации. Но в чем заключается кризис? Люди говорят: «Зачем нам церковь? Ведь мы видим, что она может быть причиной раскола. Зачем нам Бог? Ведь повсюду раскол между людьми, а иногда даже войны, в том числе религиозные!» На этом некоторые деятели пытаются создать идеологию «современного благосостояния», много говоря о человеческих правах. Оперируя при этом сугубо земными терминами, отлученными от собственного источника, а значит, от Бога. В чем заключается религия? Не в том, чтобы принадлежать к определенной партии или группе. Это встреча с Богом. То есть религиозность заключается в ощущении связи с Богом. К сожалению, государства, имея распространенные светские идеологии, которые сеются врагом нашего спасения, отдаляются от Господа. Такие лозунги, как «Давайте жить ради того, чтобы накормить голодных!», я расцениваю как попытку летать, не имея крыльев. Ибо Бог является источником всего. Безусловно, секуляризация служит причиной кризиса не только в христианстве, но и во всех мировых религиях. Например, авторы Конституции Евросоюза отказались упомянуть в этом документе о христианских корнях Европы. Отказ упомянуть о Боге — симптом. И он имеется в других государственных образованиях во всем мире. Но Украина в этом вопросе стала приятным и достойным исключением. В нашей Конституции указана ответственность перед Богом, и это очень важно.
Каким образом церковь должна реагировать на явления глобализации, о которых вы упомянули?
— Безусловно, проповедуя, но главным образом личным примером. Христиане должны своим существованием демонстрировать, что Бог является правдой их жизни. Только так можно убеждать других, что Господь есть.
Существуют пять принятых христианской церковью доказательств существования Бытия Божьего. Нуждаются ли они, учитывая кризис, о котором идет речь, в пересмотре?
— Я абсолютно уверен, что все эти доказательства остаются актуальными в контексте современных глобальных процессов. Но, на мой взгляд, лучшее доказательство существования Бога то, которое человек подтверждает самим фактом своей жизни. Оно наиболее убедительно. Особенно в нашу эпоху, когда стираются границы и мир превращается в «глобальную деревню». А в этой деревне, представьте себе, верующая единица. Вот вам и доказательство. Ведь в чем заключался «коммунистический кошмар»? В том, что он превращал людей в массу, стирал их индивидуальность, сознание собственного Я и лишал достоинства, которое заключается в понимании своей неповторимости, того, что Бог любит нас и мы имеем к Нему отношение. Мы люди, потому что Господь сделал нас своими детьми.
С точки зрения науки (прежде всего религиоведения) феномен религии возник в процессе самосознания древнего человека. Осознавая себя, человек понял, что смертен и, чтобы превозмочь страх конца собственного существования, ему понадобился Бог. Церковь, наверное, должна отрицать, что религия является следствием страха?
— Повторяю, религия — встреча с Богом. Даже не знаю, как это иначе объяснить... Собственно, это и есть начало религии, когда осознаешь, что тебя любят, ибо тебя избрали существовать. Вопросы смерти — производные и второстепенные. Смерть не конец существования, а всего-навсего изменение местоположения. Обратите внимание: мы говорим «преставился», слышится «пере-ставился».
Каким вы видите примирение церквей, о необходимости которого также упоминали?
— Раскол христиан — наша общая трагедия. Человеческая немощь велика! Но вспомним обычную семью. Она может жить в согласии, когда ее члены принимают друг друга такими, какими они есть. Мы почему-то любим отличаться, а потому перестаем слышать друг друга. Раскол, даже религиозный, всегда начинается с чего-то малого. Со временем оно нарастает, и простые люди начинают это использовать, чтобы подчеркнуть, что они другие, лучше. К сожалению, мы еще не доросли духовно принять друг друга такими, какими мы есть. Ставим баррикады. Кажется, если я кого-то признаю, перестану быть тем, кто я есть. Наша самоидентификация часто заключается в отрицании другого, потому что он не такой, как я. Когда мы это преодолеем, тогда сможем жить как одна большая семья.
Какой вы видите национальную идею, которая могла бы объединить государство?
— Бесспорно, национальная идея должна строиться на христианском патриотизме. Бог дал, что я родился от определенных родителей, в определенном государстве, в котором определенные культура, традиции, религия и так далее. Но исходя из этого, могу вести себя по-разному. Например, ненавидеть того, кто родился от других родителей. Если скажу, что уважаю своих родителей больше всех на свете — это будет естественно, потому что благодаря им я получил дар жизни. Но это не значит, что этим высказыванием я унижаю родителей других. Национальная идея заключается в том, чтобы ценить то, что нам дано от Бога, не унижая тех, кому Господь дал что-то другое. Не отказывая никому в праве любить свою родину и свою историю. Такой естественный и мирный подход идентифицирует людей наилучшим образом.
Итак, вы не верите в принуждение к миру?
— Мир должен исходить из души человека. Я не смогу насильно влить в вас чувство мира. В крайнем случае, закрою вас в комнате, если вы намерены воевать и причинять вред другому. Это будет с моей стороны, так сказать, оправданное насилие. Но если у вас в душе мир, вы всюду дома и всюду свободны! Ибо тот, кто не имеет мира, очень зависим, ведь горит желанием делать зло. Лучше излучать добро. Мне с такими людьми приятно находиться, благодаря им я становлюсь лучше.
Во время беседы мы столько говорили о богатстве, что в завершение я не могу не спросить: вы ощущаете себя богатым?
— Я монах! (Смеется.) У меня нет ничего личного. И, знаете, я давно понял, что обычно люди стремятся получить гораздо больше, чем им на самом деле нужно.
Досье
Любомир Гузар родился 26 февраля 1933 года во Львове
Образование: семинария в США, Католический университет Америки (Вашингтон), Университет Фордэма (Нью-Йорк), в Риме защитил докторскую диссертацию по теологии
Регалии: кардинал Католической церкви (2001 г.), Орден князя Ярослава Мудрого III степени (2008 г.), Орден князя Ярослава Мудрого IV степени (2006 г.), Орден князя Ярослава Мудрого V степени (2003 г.), Орден «За заслуги» III степени (2001 г.)
Достижения: Глава Украинской греко-католической церкви
Кредо: быть Человеком
Кем мог бы быть: видит себя только священнослужителем
Хобби: неизвестно
Игнорирует: грех
Последняя прочитанная книга: из-за плохого зрения читать не может, слушает аудиокниги, в частности Святое Писание
Последняя крупная денежная трата: сам ничего не покупает, находится на обеспечении церкви