В этом году собрать ребёнка в школу станет ещё дороже. Стандартная экипировка школьника, включающая костюм, рюкзак и нехитрый набор канцелярских принадлежностей, снова подорожала на 15 - 20% и потянет, как минимум, на 1,5 - 2 тыс. грн.
При этом, как показывает практика, качество вещей становится все хуже. Не исключено, что школьный костюм потеряет вид уже через пару месяцев носки и его придётся менять в разгар учебного года. Если добавить к этому хронически «заедающие» шариковые ручки, и разваливающиеся под грузом учебников портфели становится очевидным – предлагаемая отечественной розницей продукция явно не предназначена для реалий современной школы. Зато она хорошо подходит для зарабатывания денег. Ведь, как показывают элементарные подсчёты, некоторые бизнесмены умудряются выжимать со школьной продукции до 100% прибыли.
Форменное безобразие
Самыми активными в этом году наверняка будут эксперименты швейников и продавцов со школьной формой. Поскольку в стране насчитывается порядка 5 млн школьников, число желающих подзаработать на ученической одежде из года в год только растёт. Помимо отечественных фабрик и предприимчивых китайских и турецких производителей, наш рынок школьной формы все активнее осваивают европейские компании, специализирующиеся на каталожной торговле. К примеру, большой ассортимент такой одежды предлагают каталожные подразделения британских George Marks & Spencer. Понятно, что это лишь увеличивает конкуренцию за родительские кошельки. Но удерживать конкурентные цены производителям все сложнее, так как сырье постоянно дорожает. В этом году шерстяные ткани выросли в цене на 30%, поливискозное волокно – на 10%. «Соответственно, мы подняли и цены на готовую продукцию», - говорит руководитель швейной компании «Милана» Людмила Демихова. Брюки для мальчика стоят в среднем 250 - 350 грн, пиджак – 350 - 550 грн, рубашка – 100 - 150 грн. Комплект из блузы, юбки и жакета для девочки обойдётся в 1000 - 1200 грн.
Стандартная экипировка школьника обойдется родителям в 1,5 - 2 тыс. грн
Швейники аргументируют дороговизну своего товара тем, что по ГОСТу, он должен отшиваться исключительно из натуральных тканей. Впрочем, на фабриках признают, что на практике это правило соблюдается далеко не всегда. «Часто даже если на этикетке указан натуральный состав, форма изготавливается из 100% синтетических материалов», - утверждает Демихова. Эти данные подтверждают и результаты последних проверок Укрметртестстандарта: половина закупленных контролёрами образцов формы была откровенной синтетикой, хотя по документам проходила как шерстяная, да и стоила как исключительно натуральная. Стоит отметить, что если ранее с составом «химичили» в основном, предприимчивые китайцы, чья продукция затем поступала на отечественные рынки и продавалась в 1,5 - 2 раза дешевле «честного» товара, то теперь на сырье активно экономят и украинские производители. Шансы быть пойманными на горячем у них минимальны, так как чиновничьи проверки проходят нечасто и не являются массовыми (скажем, во время последних рейдов было закуплено всего по десятку экземпляров одежды для мальчиков и девочек). Рентабельность же за счёт подмены натуральных тканей синтетикой можно увеличить в разы – с 15 - 20% до 100%, - подсчитали в «Милане».
Швейники, которые все же следуют ГОСТу, все чаще закупают самую низкосортную шерсть и вискозу, пытаясь таким образом выйти на минимальную себестоимость готовых изделий. В итоге, форма неудобна в носке и быстро теряет вид, так что ее приходится менять, как минимум, дважды в год, что чревато немалыми дополнительными расходами.
Портфельные инвестиции
Цена на канцтовары и портфели в этом году выросла минимум на 5-7%
Родителям придётся потратить больше и на канцтовары. По самым скромным подсчётам, рюкзак, наполненный десятком тетрадей, обложками, ручками, карандашами и прочими необходимыми школьнику принадлежностями, потянет на 500 - 700 грн. По словам руководителя оптовой фирмы «Бюрократ» Алексея Филимонова, практически все канцтовары и портфели в этом году выросли в цене, как минимум, на 5 - 7%.
Европейские производители аргументируют новые цены на свой товар тем, что он якобы стал более продвинутым и технологичным (используются новые материалы, появилось много лицензионных коллекций по мотивам мультфильмов и пр.). Но в Украине такой продукции продаётся не так много – до 15% от общих объёмов реализации. Львиную долю ассортимента в отечественной рознице составляет китайская канцелярия. Хотя ее качество лучше не становится, она тоже подорожала. Провозить продукцию из Поднебесной контрабандой, как это было ранее, в этом году стало сложнее, поэтому импортёры переложили свои увеличившиеся расходы на потребителей.
Кроме того, многие поставщики решили застраховаться от возможного кризиса и уже заложили в товар повышенный курс доллара. «Дело в том, что розница задерживает платежи на 2 - 3 месяца. Не понятно, удастся ли нам вынуть деньги из сетей до того, как гривня обесценится», - сетует Филимонов.
Родители экономят на школьных принадлежностях как могут. По словам Филимонова, если ранее многие обновляли школьные ранцы ежегодно, то в этом сезоне решили подлатать старые портфели. Вырос спрос также на самые дешёвые тетради, ручки и карандаши. Хотя в последнем случае экономия достаточно сомнительная, ведь, как показывает практика, дешёвых пишущих принадлежностей нередко хватает всего на пару дней.