Где лучше учить своего ребенка — в Украине или за рубежом? Обсуждение этого вопроса живо напоминает ситуацию из известного анекдота о нищем и новом русском. «Я не ел три дня!» — говорит нищий. — «Нет, так не годится», — отвечает новый русский. — «Надо сделать над собой усилие и съесть хоть что-нибудь!»
Смешно, но буквально такой же ответ я услыхал недавно на одном образовательном форуме. Известный политик заявил: «Когда я увидел, какой беспредел творится в наших школах, я понял, что проблему надо решать кардинально. Теперь мой сын учится в Швейцарии, и я очень доволен. Так что — рекомендую».
Понятно, что не только школу, но и страну проживания можно выбрать на свой вкус и кошелек, «но понимаешь, сынок, есть такое слово — Родина», — говорится в другом, не менее известном анекдоте. Поэтому попробуем без лишних эмоций, непредвзято и беспристрастно рассмотреть все плюсы и минусы как обучения «здесь», так и обучения «там».
Разнообразие против унификации
Во-первых, нужно учесть, что такого унифицированного и регламентированного образования, как у нас, нет больше нигде в мире (за исключением, может быть, Белоруссии и некоторых государств Средней Азии). Даже Россия имеет куда более либеральное и гуманное образовательное законодательство. Достаточно привести следующий пример: российские родители имеют право обучать своих детей дома, причем государство выплачивает им сумму, соответствующую средней стоимости содержания ребенка в школе.
А если уж говорить о других странах, там разброс еще больше. Американцы, например, много лет с успехом сопротивляются стандартизации образования, считая это наступлением на свои гражданские свободы. Правительство каждого штата вынуждено поддерживать необходимое разнообразие школ, дабы ненароком не ограничить свободу выбора подходящего учебного заведения для детей своих избирателей. Низкий уровень знаний американских школьников — досужий миф. Да, в некоторых (далеко не во всех!) бесплатных муниципальных школах не слишком много времени уделяют изучению математики, однако если у вас есть деньги и желание, вы всегда сможете найти школу, где с вашим ребенком будут заниматься системно и основательно. Никто не спорит: хорошее образование стоит дорого, но оно того стоит.
вице-президент Тьюторской ассоциации Украины, соучредитель столичной Частной школы «Афины» .
Во многих странах, например, в Ирландии и Голландии, вообще до 70% всех школ — школы частные, созданные родителями, причем государство, согласно законодательству, обязано их финансировать. Формально — руководство школы, а фактически — сами родители определяют, чему и как учить своих детей, государство в это практически не вмешивается. Единственное требование — это чтобы на 3-й год своего существования школа насчитывала, как минимум, 28 учащихся (так, по крайней мере, в Голландии).
Что скрывает учебная программа
Даже из этих примеров видно, что «учеба за рубежом» — настолько размытое понятие, что к нему не применимы определения «хорошо», «плохо», «качественно или нет». Уже это одно способно испугать нашего человека, привыкшего не выбирать самому, а полагаться на мнение людей — чиновников или штатных специалистов, — которым «положено» разбираться во всем лучше простых смертных.
Странно, что мы не задумываемся, откуда в нас эта «выборобоязнь», и почему мы так слепо полагаемся на мнение ответственных лиц. А между тем эти потрясающие качества воспитаны в нас родной советской, а ныне — украинской школой.
Дело в том, что наряду с явной учебной программой, проявленной в текстах учебников и тирадах учителей, существует то, что Элвин Тоффлер назвал «скрытой учебной программой». Она действует не на уровне содержания, а на уровне формы: то, как проходит занятие, какие усилия вознаграждаются, какие порицаются, как учитель общается с учениками и как с учителем обращается администрация, — все это формирует в нас жесткие поведенческие стереотипы и накладывает неизгладимый отпечаток на всю нашу дальнейшую жизнь.
Постсоветская школа отличнейшим образом воспроизводит старую иерархическую индустриальную модель советского общества, вороватого и забюрократизированного, идеологию которого точно описывает следующий принцип: «Ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак». Дети вынуждены приспосабливаться и выживать в агрессивной подростковой среде, сбиваясь в группки «своих», чтоб «не пропасть поодиночке», — или подчиняться сильнейшему, не важно, взрослому или сверстнику. Списывать, лгать, не высовываться, не встревать в чужие разборки, — этому учит нас скрытая программа отечественной школы. Часто говорят: она учит нас жизни. Но мало кто отдает себе отчет, что именно школа эту жизнь создает и воспроизводит!
Собственно, в различии скрытых программ «тех» и «этих» школ кроется фундаментальная разница между «западной» и «восточной» ментальностью, делающей эффективных западных менеджеров удивительно неэффективными в наших условиях. Я далек от идеализации западной модели скрытой программы, но ведь именно она придает обучению за рубежом такую привлекательность. Не считаем же мы, действительно, что в зарубежных школах учат глубже и основательней!
Следовательно, решение дилеммы как бы очевидно: хочешь, чтобы ребенок был успешен у нас — учи его здесь, хочешь, чтобы ребенок впитал другие правила игры — учи его в более цивилизованной стране.
В ожидании большой перемены
Чем далее, тем большее количество родителей выбирают для своих детей второй вариант. Директор фирмы, занимающейся образовательным туризмом, рассказывает, что каждый год на 10% увеличивается число украинских детей, поступающих в зарубежные школы, причем для Киева этот показатель еще выше — до 30%! От детей не отстают и взрослые: только в лотерее Green Card в этом году участвовали более 850 000 украинцев. Эти цифры не оставляют сомнения: против нашего образа жизни и нашего образования граждане голосуют ногами. — В добрый путь вам, пассажиры!
А что делать нам, остающимся? Как ни странно, нам тоже приходится отвечать на все те же проклятые вопросы: каким мы хотим увидеть нашего ребенка через 10 или 15 лет? Где он будет продолжать свое образование? В какой области деятельности он будет себя реализовывать — и в какой стране?
Вопросы эти не риторические. Я очень рассчитываю, что скоро ситуация в стране переменится, причем как экономическая, так и политическая.
Не буду вдаваться в подробности, дабы не отнимать хлеб у политологов и экономистов, просто прошу мне поверить на слово: через какие-нибудь 5 лет мир станет неузнаваемым, и Украина должна будет либо трансформировать все — образование, здравоохранение, экономику, власть, — либо исчезнуть как государство. В любом случае, с Украиной или без нее, но оставшиеся здесь, на этой территории, будут жить в иной стране. В стране, которой станут нужны креативные, продуктивные, внутренне свободные люди, способные оценивать и выбирать, — и вовсе не будут нужны запуганные неучи, — ни в быту, ни во власти.
Поэтому я очень хочу, чтобы те, кто уезжают, смогли однажды вернуться назад. А для этого те, кто остается, должны начать учиться другому — и по-другому. Лично я приложу все силы, чтобы иная Украина состоялась. А Вы? Что выберете Вы для своих детей?
Выразить свое мнение по данному вопросу можно здесь