Контракти.ua

Автор: Алексей Греков —  43377  —  18.10.13
Как сделать наше образование лучшим в мире
Как сделать наше образование лучшим в мире

Оказывается, «реформы, начатые в отечественном образовании, соответствуют лучшим моделям мирового опыта. Украинское образование имеет потенциал, чтобы стать одним из лучших в Европе и мире». Не верится? Мне тоже. Но так считает наш министр образования, и помочь ему осуществить мечту — мой долг гражданина и педагога.

Великие украинские писатели

Знаете ли Вы, сколько в месяц получает среднестатистический директор обычной средней школы? Нет, не денег, а приказов, распоряжений и телефонограмм от вышестоящих организаций? 661 за учебный год. Что составляет 83 документа в месяц или 4 документа в день, если не брать в расчет каникулы, праздники и выходные.

Что от него требуют? Выполнить, разработать, провести, выделить, составить и отчитаться, отчитаться, отчитаться…

Елена Грединарова, директор запорожской школы «Эйдос», подсчитала, что за 2012 год ей пришлось составить 410 приказов (по учебной деятельности, по кадрам, по движению учеников и т.п.), 131 отчет по финансовой, хозяйственной и учебной деятельности, а также разных писем, справок и заявок 271 штуку. Итого 812 документов, которые вместе с входящей документацией дают астрономическую цифру 1473 документа в год.

Даже если ничего не выполнять, а только составлять требуемые бумажки, это займет… Давайте прикинем. На получение (выяснение, придумывание) требуемых данных для отчета — от 20 минут до часа, на составление официального документа — еще столько же, плюс 20-30 минут на проверку и вычитку. Итого — от часа до двух с половиной часов на одну бумажку. Тогда на подготовку (только подготовку!) всех необходимых отчетов директор затрачивает от 4-х до 10-ти часов ежедневно, и это на протяжении всего учебного года!

Но, как Вы понимаете, не все распоряжения получится не выполнять. Более того, многие из них выполнять необходимо. Да, нужно готовиться к учебному году, нужно утверждать расписание и распределять нагрузку, нужно улучшать материальную базу, отправлять детей на олимпиады и выдавать аттестаты выпускникам. Школа — сложный организм, требующий постоянного внимания, да вот только времени на него у директора нет.

Бюрократический коллапс

Если Вы знакомы с теорией развития организаций Ицхака Адизеса, Вам, наверное, уже ясно: система образования вступила в фазу «бюрократизации и смерти». Тем же, кто не читал его книг (а зря!), я поясню очень кратко.

«Люди, продукты, рынки и даже целые общества имеют жизненные циклы — они рождаются, растут, стареют и умирают», — утверждает Адизес. В своем развитии организации (и такие маленькие, как школа, и такие большие, как украинская система образования) проходят несколько этапов, которые по аналогии с человеческой жизнью можно назвать «младенчество», «юность», «расцвет», «стабильность», «аристократизм», «бюрократизация» и «смерть». На каждом этапе организации сталкиваются со своими проблемами, и от того, как они с ними справляются, зависят их успехи или неудачи.

Хотя организациям, в отличие от людей, не обязательно стареть, но при систематическом игнорировании проблем они неминуемо достигают того состояния, когда (цитирую):

  • «деятельность сотрудников начинает регламентироваться большим количеством процедур, правил, инструкций, уже утративших свою практическую ценность для достижения целей организации;
  • руководство организации теряет чувство контроля над происходящим;
  • клиенты приобретают навыки, позволяющие обходить многочисленные бюрократические препоны», и т.д.

 

Узнаете картину? Этот этап и называется «бюрократический паралич» или «искусственно поддерживаемая жизнь». «Как может существовать подобная организация? — рассуждает Адизес. — Только за счет мощной поддержки извне. «Бюрократическую» организацию поддерживают правительственные или политические круги».

Увы, нашу систему образования государство поддерживать не в состоянии, и в самое ближайшее время оно начнет отключать этот «живой труп» от источников финансового жизнеобеспечения. Вопрос только в том, будет ли это происходить постепенно (как будто продление агонии есть проявление гуманизма) или рубильник выключат одним движением руки.

По примеру Нью-Васюков

Так что же наши гордые мечты о лучшем в мире образовании? Способна ли система, разбитая «бюрократическим параличом», породить что-нибудь, кроме вороха бесполезных бумажек?



Алексей
Греков

вице-президент Тьюторской ассоциации Украины, соучредитель столичной Частной школы «Афины» .

Вы скажете «нет», и будете правы. Более того, я вовсе не думаю, что кто-нибудь из тех, кто озвучивает эти амбициозные планы, верит в их выполнимость. А жаль! Я знаю прекрасный способ, как — не вкладывая ни единой копейки, не меняя ни строчки в учебниках, а используя лишь одно административное рвение, — добиться желаемого результата.

Догадались, как? Нет? Ну, тогда подскажу: надо приказом Министра переименовать наше образование в «Самое лучшее в мире образование»!

Просто и эффективно!

Согласитесь: во-первых, «Министерство лучшего в мире образования и лучшей в мире науки» звучит весьма возвышенно. Во-вторых, все выпускники будут получать Аттестаты и Дипломы о лучшем в мире образовании, а следовательно — даже наши двоечники будут круче ненаших отличников. В-третьих, мы сможем на законном основании не участвовать в международных рейтингах, в которых мы и так не участвуем, — да и зачем? — Мы и так уже имеем все самое лучшее!

Безусловно, наши дети перестанут стремиться в зарубежные вузы, потому что получать заурядное импортное образование станет непрестижно. Более того, зарубежные студенты станут рваться к нам, чтобы поступить в наши украинские лучшие в мире университеты, а профессора Оксфорда, Гарварда и Массачусетского технологического, отчаянно завидуя, приедут перенимать лучший в мире опыт.

Конечно, появятся злопыхатели, которые попробуют очернить наши достижения. Но по ним мы нанесем превентивный удар. А именно: предлагаю (внимание!) передать все учреждения образования под эгиду Министерства внутренних дел и СБУ, которые при этом будут переименованы соответственно в Министерство лучших в мире дел и Службу абсолютной безопасности!

Почему это следует сделать?

Во-первых, проблему с поведением школьников, с дисциплиной в классах, с пропуском занятий надо решать решительно (извините за тавтологию). Нехорошо, если ребенок отлынивает от своей прямой обязанности получать лучшее в мире образование. А кто может справиться с распоясавшимся подростком лучше, чем сотрудник МВД?

Во-вторых, мы попутно решим множество других, не менее важных проблем. Возьмем, к примеру, проблему недофинансирования школ. Какие структуры обеспечиваются сегодня лучше всего? В каких органах нет задолженности по выплате зарплат? Думаю, ход моих мыслей понятен.

Или вот другая проблема: падение уважения к учительскому труду. Тут еще проще. Попробуй, поглумись над какой-нибудь зеленой практиканткой, если у нее кобура на одном боку и дубинка на другом! Воспитательная работа в школе станет на порядок эффективнее, ведь, по словам Аль Капоне, «доброе слово и хороший револьвер действуют лучше, чем просто доброе слово».

Любая же попытка дискредитировать и опорочить нашу лучшую в мире систему образования всегда может быть расценена как выдача государственной тайны и приравнена к измене Родине.

(В конце концов, ничего нового я не предлагаю. До переворота 1917 года все учителя в царской России ходили в мундирах, и никого это не шокировало. Тем более, что некоторых училок иначе и не вообразишь, как в черной форме и с кнутом в руке).

И, наконец, последнее предложение, без которого первые два не смогут осуществиться в полной мере: следует запретить родителям лишать детей возможности получать лучшее в мире образование. А потому домашнее обучение, альтернативное образование и даже самообразование должны быть объявлены вне закона. Родители, нарушившие это требование, должны быть осуждены самым справедливым в мире судом согласно нашим самым лучшим в мире законам. Как минимум, лишены родительских прав. Впрочем, до этого, я думаю, не дойдет, поскольку в нашей стране самые понятливые в мире граждане!

На этом стоит остановиться: «пути намечены, цели обозначены, за работу, товарищи!» — как говорил один мощный старик, последний оплот советской бюрократии. И я уверен: уж он бы поддержал меня. Эти простые, но эффективные административные меры позволили бы нашему образованию стать лучшим в мире на долгие, долгие, долгие годы…

Статьи по теме
Школа должна измениться — или умереть!
Школа должна измениться — или умереть!

Мой пост адресован не педагогам, но родителям. Только вы можете остановить процесс превращения ваших детей в будущих лузеров.
19.02.15 — 51067

Рецепт альтернативной школы от творца классно-урочной системы
Рецепт альтернативной школы от творца классно-урочной системы

Десять цитат из «Великой дидактики» Яна Амоса Коменского, которые звучат, как приговор существующей системе образования.
03.01.15 — 10045

О невозможности образовательной реформы в Украине
О невозможности образовательной реформы в Украине

Все 20 лет, что я тружусь на ниве просвещения, — я слышу о реформе образования. Мои коллеги, учителя с 40-летним стажем, также не помнят, когда впервые прозвучал этот оксюморон.
22.12.14 — 28370