Со дня, когда российский премьер-министр Владимир Путин сообщил, что руководители правительств стран СНГ неожиданно договорились подписать соглашение о ЗСТ в рамках этой организации, в Украине не утихают страсти.
Бывший президент Виктор Ющенко уже заявил, что это соглашение останавливает процесс европейской интеграции нашего государства. Оппозиционное правительство требует привлечь к ответу премьер-министра Николая Азарова, предавшего украинские национальные интересы. Сам Азаров доказывает, что ничего и никого не предал, даже наоборот — национальные интересы защитил, так как подписал соглашение, выгодное для экономики Украины. И даже реакция Евросоюза, представительство которого в Киеве специально подчеркнуло, что подписание соглашения о зоне свободной торговли в СНГ отнюдь не препятствует аналогичному соглашению с ЕС, не остудила критиков и сторонников подписания. Думаю, еще долго мы будем обсуждать, как же это Николай Азаров пошел на такой принципиальный шаг и «развернул» Украину к Западу спиной, к Востоку передом...
Между тем в Санкт-Петербурге не произошло ничего неожиданного с украинской точки зрения. Зона свободной торговли в СНГ существует уже много лет, но обставлена таким количеством оговорок и изъятий (впрочем, как и соответствующие договоренности Украины и России), что можно сказать, что ее и не было никогда. Украина все эти годы последовательно боролась за создание настоящей зоны свободной торговли, а Россия столь же последовательно блокировала все ее усилия. Даже на предпоследней встрече премьеров стран СНГ, состоявшейся в мае 2011 года в Минске, Владимир Путин высказался против подписания договора, требуя консенсуса всех участников встречи. Тогда, кстати, никто не обвинял Азарова в предательстве национальных интересов. Напротив, утверждали, что РФ руками Узбекистана сорвала подписание договора, чтобы отомстить Украине за ее европейскую интеграцию. Николай Янович на саммите публично предлагал Владимиру Путину подписать соглашение, но получил жесткий отказ. А вот в Санкт-Петербурге премьер-министр РФ почему-то не говорил о консенсусе — и в результате за бортом договора остались три бывших советских республики: все тот же Узбекистан, Туркменистан и Азербайджан. Сам Путин по непонятным причинам назвал решение саммита неожиданным, хотя неожиданным было только одно: изменение позиции самого российского премьер-министра.
Почему Путин кардинально изменил собственную позицию? Вполне возможно, что это связано с новой пропагандисткой кампанией, затеянной его окружением в России. Началось все после публикации в газете «Известия» статьи Путина о Евразийском союзе. Сейчас об этом замечательном начинании премьера в России не говорит только ленивый — и образ будущего «собирателя земель» требует подписания именно таких документов. К тому же, как можно было понять уже на следующий день после подписания договора, все принципиальные для Украины изъятия в договоре сохранены: и сахару, и металлу придется еще долго ждать, пока их впустят на российский рынок. Правда, Азаров утверждает, что на этот раз составлен четкий график ликвидации этих изъятий. Но вряд ли речь идет просто о сроках, после которых барьер будет сниматься автоматически. Так что, скорее всего, нам опять понадобятся долгие и сложные переговоры вокруг уже подписанного документа. Также после подписания потребуется его ратификация. Государственная дума РФ — разумеется, если будет отдано соответствующее распоряжение из президентской администрации и правительства — может не спешить, положить договор под сукно, ждать, как будет вести себя Украина. Ведь в российской практике уже существовали договоры, которые дожидались своей ратификации по 10–15 лет, — и никакие заверения российских руководителей о приверженности подписанным соглашениям не сдвигали ратификационный процесс с мертвой точки. Что поделаешь, издержки демократии: кто может в цивилизованной стране что-либо приказать парламенту?
Так что пока мы имеем дело не с зоной свободной торговли, а с ее призраком. Причем как на Западе, так и на Востоке.
Фото UF