23003 — 16.02.11
Все в сад: почему состоятельные люди инвестируют в агросектор
Менее чем за год Ринату Ахметову удалось стать одним из крупнейших в Украине владельцев земли. В 2010-м бизнесмен, купивший Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, получил подсобное агрохозяйство предприятия, а это более 200 тыс. га угодий.
В СКМ не будут отказываться от сельскохозяйственного бизнеса. Ринат Ахметов еще в 2009-м начал проявлять интерес к отечественному сельскому хозяйству. Тогда компании, связанные с СКМ, приобрели акции агрокомбината «Слобожанский». Предприятие всегда было одним из крупнейших свиноводческих хозяйств Украины, хотя в последние годы его задолженность росла, а доходы, наоборот, падали (в 2008-м они сократились на 40% — до 50,6 млн грн, впрочем, новых собственников это не испугало). Бизнес на разведении свиней очень популярен среди богатейших людей Украины. «Учитывая объемы и структуру потребления мяса в Украине, рынок курятины будет расти умеренно, а свинины и говядины — опережающими темпами. Поскольку оборотность средств в свиноводстве выше, кроме того, оно экономичнее с точки зрения использования комбикормов, то этот сегмент будет заполняться в первую очередь», — объясняет логику бизнесменов аналитик BG Capital Дмитрий Ушенко.
По слухам, Дмитрий Фирташ инвестирует в украинские черноземы. «Он хочет создать мегахолдинг на 300 тыс. га, а потом продать его западным инвесторам», — рассказывают на рынке. Однако, как уверяют эксперты, реализовать такой план вряд ли будет легко. «Сейчас земельный банк сам по себе, как это было в 2007–2008 годах, иностранцам малоинтересен. Они ориентируются на работающий бизнес и его способность генерировать стабильный денежный поток», — комментирует Дмитрий Ушенко. Но по-настоящему успешных агропроектов у бизнесменов-металлургов очень мало. Хотя многие из них стали собственниками садов-огородов на несколько тысяч гектаров много лет назад.
«В 2007 году об угрозе продовольственного кризиса говорили так же часто, как и о хороших перспективах украинских черноземов», — рассказывает Сергей Наливка, директор консалтингового агентства «ААА». Эти разговоры всегда сопровождались печальной статистикой. По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, продукты питания в течение десяти ближайших лет подорожают на 20–50%. Аппетиты стран — импортеров зерна растут: постоянно наращивают закупки Китай и Индия. При этом производительность аграрного сектора Украины, по мнению специалистов, имеет колоссальный потенциал. Звучит очень убедительно и для местных бизнесменов, и для иностранных инвесторов, которые даже в кризис не жалели денег на украинское сельское хозяйство. На рынок публичных размещений сумели выйти сразу несколько отечественных агрохолдингов. Именно на этой волне многие крупные бизнесмены-металлурги занялись непрофильным для себя бизнесом с нуля и стали уделять ему все больше внимания, структурируя сельхозактивы.
«На рынке много ниш. К примеру, на юге можно выращивать томаты, перерабатывать их в томатную пасту для технических нужд и экспортировать в Европу, где эта продукция очень востребована. Но бизнесмены предпочитают вкладывать средства в очевидные ниши, поэтому их проекты часто слишком конъюнктурны. А это очень опасный подход — сегодня цены на товар растут, а завтра падают», — объясняет Сергей Наливка.
Стандартный холдинг в агросекторе начинается с консолидации земли, а дальше — выход на IPO. При этом обычно компании ограничиваются работой в B2B-секторе. Холдинги выращивают, к примеру, зерно, а потом ждут покупателей — транснациональных компаний или переработчиков. А ведь исключительно сырьевая модель агробизнеса исчерпывает себя. В авангарде те, кто занимается экспортом или переработкой на внутреннем рынке. Но со своим брендом на полки магазинов рискнули выйти единицы. Цена входа в переработку слишком высока, поскольку нужно обеспечить большую продовольственную полку и масштабное производство. Ставку на вертикально интегрированный бизнес, включая производство конечного продукта, сделали, к примеру, Борис Колесников (компания «АПК-Инвест») и Сергей Тарута (компания «Бахмутский аграрный союз»).
Та же ситуация и с экспортом. Игроки, как правило, даже не пытаются самостоятельно продавать продукцию на внешних рынках.
Возможно, эволюция агрохолдингов самых состоятельных людей Украины — лишь дело времени. Пока непрофильным бизнесменам-аграриям далеко до продовольственных миллиардеров вроде Юрия Косюка и Андрея Веревского. Но в любом случае запасной аэродром в виде свиноводческой фермы не так уж и плох.
Ринат Ахметов
Основные активы: Метинвест, ДТЭК, ПУМБ, телекоммуникационная группа Vega, розничная сеть «Брусниця», гостиницы «Донбасс Палас», «Опера», издательский холдинг «Сегодня Мультимедиа», ТРК «Украина» и др. Сельскохозяйственные активы: Ильич-Агро, агрокомбинат «Слобожанщина». Земельный банк: 225 тыс. га.
В 2010 году в многопрофильную группу Рината Ахметова влился новый бизнес. Вместе с ММК им. Ильича бизнесмену достались пять дочерних предприятий меткомбината, специализирующихся на выпуске сельхозпродукции. Подсобное хозяйство меткомбината существенно разрослось, но активы так и не были объединены под одной крышей и не получали существенных инвестиций. В СКМ решили не избавляться от аграрных предприятий. Ведь опыт управления в этом бизнесе уже есть — в 2009 году структуры, связанные с СКМ, получили контроль над свиноводческим агрокомбинатом «Слобожанщина».
Основные ресурсы агрокомбината «Ильич-Агро» сконцентрированы в Донецкой, Запорожской и Черкасской областях. Предприятия занимаются производством молока, яиц, шерсти, комбикормов, подсолнечного масла, муки, мягких сыров, выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец, птиц, зерновые культуры. По некоторым данным, в СКМ планируют оставить животноводство только в рамках комбината «Слобожанщина». При этом 20% площадей могут засеять подсолнечником. По прогнозам Владимира Бойко, который продолжает руководить ММК им. Ильича, уже в 2011-м в течение полугода будет создан агрохолдинг.
Игорь Коломойский
Основные активы: ПриватБанк, Укрнафта, Укртранснафта, Укртатнафта, Никопольский завод ферросплавов, несколько облэнерго, АэроСвит, Днеправиа, Донбассаэро, телеканал «1+1» и др. Сельскохозяйственные активы: Приват-АгроХолдинг. Земельный банк: 150 тыс. га.
В 2008 году владельцы ПриватБанка начали реструктуризацию своего агробизнеса, создав Приват-АгроХолдинг. Сельскохозяйственные активы Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов купили давно. В 2005-м они владели 15 сельскохозяйственными предприятиями, а спустя четыре года — 24. Основные направления, развиваемые Приват-АгроХолдингом, связаны с животноводством (предприятие разводит свиней, овец, крупный рогатый скот, производит молоко и яйца) и растениеводством (выращивает пшеницу, ячмень, кукурузу, рожь, подсолнечник, сою и рапс).
Петр Порошенко
Основные активы: группа компаний «Укрпроминвест», телевизионный канал «5 канал». Сельскохозяйственные активы: Крахмалопродукт, Агропродинвест. Земельный банк: 83 тыс. га.
Петр Порошенко не только один из ведущих игроков внутреннего кондитерского рынка, но и крупный экспортер продукции. В 2002 году корпорация Roshen, чтобы обойти торговые ограничения России, купила Липецкую кондитерскую фабрику в РФ. В 2006-м ее активы пополнились кондитерской фабрикой в Клайпеде (Литва).
Компания «Агропродинвест» курирует агропромышленную деятельность концерна «Укрпроминвест», обеспечивая потребности кондитерского направления в сырье. В составе холдинга два сахарных завода — Погребищенский и Гайсинский. Основные земельные угодья Агропродинвеста находятся в Винницкой и Полтавской областях. Помимо мощностей в сахарной отрасли, холдинг владеет крупнейшими в Украине предприятиями, которые занимаются переработкой кукурузы, в том числе Днепровским крахмалопаточным комбинатом, мукомольным предприятием. Кроме того, в рамках аграрного направления компания развивает молочное скотоводство.
Сергей Тигипко
Основные активы: группа «ТАС». Сельскохозяйственные активы: РоАгро. Земельный банк: 13 тыс. га.
РоАгро — аграрное направление инвестиционно-финансовой группы «ТАС», созданной нынешним вице-премьер-министром Сергеем Тигипко. РоАгро принадлежат права аренды на 17 тыс. га угодий в Харьковской, Черкасской, Николаевской, Кировоградской и Винницкой областях. Еще несколько лет назад Сергей Тигипко ставил амбициозные задачи перед компанией — увеличить земельный банк до 200 тыс. га и приобрести несколько птицеводческих фабрик. Но возвращение в политику помешало реализации планов. В 2009 году бизнесмен продал 30% аграрного бизнеса шведскому инвестиционному фонду Kinnevik за $4 млн. Фонд также получил опцион на увеличение своей доли до 50%.
В 2010 году РоАгро продал Мироновскому хлебопродукту два предприятия, выращивающих зерновые в Черкасской области и контролирующих 4,5 тыс. га. В то же время компания приобрела 50% сельхозпредприятия «Яланецкое», расположенного в Винницкой области. Его сфера деятельности — производство и реализация продукции растениеводства и развитого животноводства (производство молока и мяса).
Борис Колесников
Основные активы: группа «Конти». Сельскохозяйственные активы: АПК-Инвест. Земельный банк: 10 тыс. га.
Вертикально интегрированный бизнес с замкнутым циклом производства — от выращивания зерновых и изготовления комбикормов до производства и реализации мясной продукции был создан Борисом Колесниковым в 2006 году. За четыре года холдинг вышел на первое место среди пятнадцати крупнейших свиноводческих хозяйств в Украине. К концу 2010-го на свинокомплексах АПК-Инвест содержалось 100 тыс. свиней.
Согласно стратегии компании, к 2015 году предприятие объединит племенной репродуктор на 30 тыс. свиноматок, комплекс по доращиванию и откорму свиней на 600 тыс. голов в год, комбикормовый завод производительностью 200 тыс. т комбикормов и мясокомбинат на 52 тыс. т мясопродуктов в год (в 2008 году АПК-Инвест ввела в эксплуатацию мясокомбинат мощностью 160 т продукции в сутки). Кроме того, компания планирует нарастить посевные площади до 50 тыс. га. В 2009 году холдинг запустил сеть собственных фирменных магазинов «М'ясна весна». В начале прошлого года АПК-Инвест заключила кредитный договор с Укрэксимбанком на 700 млн грн.
Сергей Тарута
Основные активы: совладелец Индустриального союза Донбасса. Сельскохозяйственные активы: Бахмутский аграрный союз. Земельный банк: незначительный.
Совладельцы ИСД в последние годы активно развивали аграрный бизнес на базе компании «Бахмутский аграрный союз», созданной еще в 1997 году. Сейчас это третье по величине предприятие в Украине по производству свинины (за год ее производят на 30 млн грн). Компания включает предприятие по производству комбикормов, племенной завод и промышленный комплекс по выращиванию и откорму свиней. Кроме того, в состав Бахмутского аграрного союза входит и Диановская птицефабрика. В отличие от многих других крупных бизнесменов, занявшихся сельхозпроизводством, Сергей Тарута выстроил вертикально интегрированный бизнес. К примеру, компания «Юг Агро», выпускающая комбикорма, — первое звено в замкнутом цикле, а Горловский мясокомбинат, производящий продукцию для конечного потребителя, — последнее звено. Торговая марка, развиваемая Сергеем Тарутой, — «Щирий кум».
Вадим Новинский
Основные активы: Смарт-холдинг, Балаклавское рудоуправление, Днепропресс, Херсонский судостроительный завод и др. Сельскохозяйственные активы: агрохолдинг «Сагро». Земельный банк: формируется.
Смарт-холдинг более пяти лет развивает сельхозактивы, но структурировал бизнес совсем недавно — в 2009 году, создав холдинг «Сагро». Он объединил пять предприятий, включая основные — свиноводческую ферму «Калита Бекон» (производит 11 тыс. т свинины в год) и садоводческую компанию «Весна» (выращивает 3,5–5 т яблок в год). Компания «Сагро-Норд» обрабатывает 4 тыс. га земли, на которых выращивает ячмень, пшеницу и кукурузу, полностью покрывая потребности комбикормового завода. В числе перерабатывающих предприятий Смарт-холдинга — компания «Верес», один из крупнейших производителей соусов в Украине. Несколько лет назад в Сагро планировали заняться зерновым бизнесом, построить элеватор мощностью около 60 тыс. т и портовый элеватор на 100 тыс. т зерна. К 2013 году земельный банк компании мог бы увеличиться до 200 тыс. га. Но пока компания отказалась от этих планов. Два года назад менеджмент Смарт-холдинга заявлял о возможности вывода своего аграрного дивизиона на IPO в 2010–2011 годах.