Контракти.ua

28775  —  25.03.08
Таможня берет добро. Как зарабатывали на украинских границах наши предки
Таможня берет добро. Как зарабатывали на украинских границах наши предки

Веками на изменчивых украинских границах зарабатывали правительственные чиновники и контрабандисты нескольких стран.

Ольга Швагуляк-Шостак, Контракты

От мытаря до таможенника

Ни одно европейское государство не имело такого богатого погранично-таможенного опыта, как Украина, много раз попадавшая в поле территориальных интересов разных государств. Первые таможенные заставы, контролировавшие торговые операции, собиравшие перевозную дань и одновременно выполнявшие охранную функцию, возникли на Руси еще в X-XII веках. Эти посты охраняли доверенные лица князя — его дружинники, которых называли мытарями. Зачастую посты были не стационарными, а передвижными. Погранично-таможенная политика тех времен была очень шаткой и зависела от военно-политических успехов и поражений Киевской Руси. Например, в 907 году (по другим источникам — в 911 году) киевский князь Олег после удачных походов на Византию заставил ее заключить с Русью соглашение об освобождении русских купцов от пошлины. Но следующий, проигрышный, поход князя Игоря перечеркнул таможенные достижения предшественника, и Византия сразу же ограничила привилегии русских торговцев.


Князь Олег взял Царьград и освободил русских купцов от пошлины

Приход татаро-монгольских племен разрушил таможенно-дозорную систему Киевской Руси, но навеки принес в древнерусский язык тюркское слово «тамга», которым начали называть пошлину. Процесс ее взимания окрестили термином «тамжити», от которого и пошло русское слово «таможня».

В XIII веке каждое княжество ведет погранично-таможенную политику по своему усмотрению. Общей особенностью становится разве что принцип откупа, заимствованный у монголов. То есть взимание пошлины князья передают на откуп «таможенникам». Именно в период феодальной раздробленности, в ХII — начале ХIII века, благодаря большому количеству княжеств и внутренних границ между ними пошлина становится одним из самых доходных торговых взиманий.

Москва слезам не верит

Новая погранично-таможенная система вырисовывается, когда земли Украины входят в новообразованные сильные государства, желающие с выгодой защитить свою экономику от соседских влияний. Особый характер межгосударственные торговые отношения приобретают между двумя цивилизациями: западной — Польской Короной и Великим княжеством Литовским, в состав которых входила западная часть Украины, и восточной — Московским царством, временно прибравшим к себе северо-восточные украинские земли.

Укреплять границы и таможенные переходы, от надежности которых зависела экономическая мощь государства, оба соседа — Польша и Московия — начали с XV века. Северное государство, управляемое Иваном Грозным, быстро поставило пограничное дело на правовую основу и со временем закрепило ее в «Соборном уложении». В 20 статьях этого документа подробно прописаны права и обязанности таможенников, правила и порядок присмотра экспортно-импортных товаров, контроль за перемещением людей. В 1571 году «Уложение в станичной службе» регламентирует поведение караула и порядок охраны рубежей. Таможенно-сторожевая система, которая выстраивается на границах в Московии, объединяется в вертикаль, подчиняющуюся центральной власти.

В 1667 году московиты издают «Новоторговый устав», который завершает таможенную реформу. В частности, этот документ категорически запрещает западноевропейским купцам розничную торговлю в Московии. А для упрощения денежных отношений с Западной Европой впервые вводится зарубежный денежный курс для московских купцов. Одна из главных льгот, записанная в «Новоторговом уставе», касается товаров, предназначенных для внутреннего пользования: они не облагаются налогами.

Тем временем в крупных польских городах создаются государственные и частные «каморы» (таможни), где с купцов взимают «цло» (от немецкого — zoll) за ввоз или вывоз товара из Польского государства. В отличие от пошлины, которую обычно платили на внутренних путях оптом (с транспортной единицы — телеги или фуры), цло взимают с товара. Причем величина взимания зависит от номенклатуры груза.

Граница в аренду

На украинских землях, принадлежавших Польше, каморы и прикаморки (небольшие внутренние таможни на крупнейших торговых путях), чтобы оптимизировать свою деятельность, группируются в крупные территориальные объединения. Например, в 1489 году объединились Владимирская, Перемышльская и Литовизская каморы с целью усиления кадрового обеспечения таможенных постов. Для этого их обслуживало несколько десятков писарей и надзирателей, многочисленная служба охраны, главная задача которой — бороться с купцами, уклонявшимся от уплаты цла.

Цловые каморы имели две формы управления. Менее эффективным считалось государственное руководство, когда во главе таможни было доверенное лицо короля и за фиксированную заработную плату собирало с купцов пошлину, которая шла в государственную казну. Значительно более популярной была аренда таможни. Богатые предприниматели по соглашению с государством брали таможню в свои руки на несколько лет. Когда оговоренный срок истекал, соглашение обычно пролонгировали. Арендаторы авансом платили в государственную казну оговоренные средства. Но на границе они быстро их «отбивали» и все, «заработанное» сверх этой суммы, клали в карман. Иногда король, который не мог погасить собственный бородатый долг перед ростовщиком, отдавал во временное пользование таможню кредитору, и тот выжимал из нее не только свои деньги. Еврейские предприниматели и финансисты арендовали таможни и в складчину: объединялись от 2 до 7 человек. Возможно, тогда и возникли первые анекдоты о заветном метре границы в аренду.

Под давлением Борзобогатых

Цловые каморы Польско-Литовского государства работали по специальным инструкциям, в которыхподробно была прописана процедура затаможивания и растаможивания более ста видов товара. При пересечении границы товар, который вез купец, сначала записывали в регистрационную книгу, а потом с уже зафиксированного на бумаге мытарь взимал пошлину, ставки которой утверждал сейм. Чтобы купца не облагали налогами дважды, ему выдавали квитанцию об уплате на первой таможне, которую он пересекал.

Но на то и были правила, чтобы их нарушать. Таможенники не упускали благоприятной возможности взыскать с торговца «лишний» польский злотый или литовскую копу. В частности, в 1533 году купцов, уплативших пошлину в Заславе, обложили налогом снова на Луцкой и Кременецкой таможнях. Обиженные не остались в долгу и подали на волынского таможенника-эксплуататора Ивана Борзобогатого в суд. Но обычно мытари выходили сухими из этих споров: на теплом пограничном месте помогали удержаться деньги.

Две стороны льготы

По обе стороны границы между Польшей и Московией у богатых были привилегии в уплате пошлины. Польское правительство сначала было против введения льгот, поскольку они, естественно, уменьшали поступления в казну. Но денежная шляхта победила в противостоянии с властью. Польский сейм, принимая льготные постановления для шляхты, мотивировал свою лояльность тем, что эта категория граждан не занимается перекупкой, а лишь продает продукцию, произведенную в собственных имениях. Хотя аналогичное послабление было введено и на товары, которые шляхта завозила для домашнего потребления. Товарные льготы, как пишет украинский историк Михаил Грушевский, были закреплены в польской конституции 1496 года. Новый закон усилил наказания для таможенников, посягавших на неприкосновенность шляхты. Вместе с тем состоятельным лицам ничто не мешало под прикрытием закона вести торговые операции и с чужим товаром.

Кроме того, адресно освобождали от пошлины «заслуженных» купцов или мещан. Эти льготы, в зависимости от уровня покровительства, распространялись как на одноразовые партии товара, так и на все международные торговые сделки в течение определенного периода времени.

Выборочные льготы действовали и с московской стороны границы. Например, в начале XVII века английские купцы получили существенные таможенные поблажки от Кремля. Но чрезмерный либерализм не меньше, чем фискальное давление, порождал злоупотребления с обеих сторон границы. Часто под прикрытием освобождения от пошлины границу беспрепятственно пересекали партии товара, с которого должны были взимать полные платежи в госказну.

Гетманское ЕЭП

Золотым для купцов периодом было время гетманщины. Через год после начала Национально-освободительной войны Богдана Хмельницкого против Польши (1649 г.) между Московией и Украиной было заключено соглашение о беспошлинной торговле. Украинская власть таким образом пыталась уменьшить затраты на приобретение оружия и на другие военные статьи.

Однако лояльные правила не касались границ казацкого государства с другими соседями. Итак, таможенные сборы оставались важным источником финансовых поступлений гетманского правительства наряду с прибылями от промыслов, кабаков и штрафов. К таможенной работе привлекались прежде всего богатые купцы, подчинявшиеся непосредственно гетману.


Украина — земля казацкая

В 1714 году московский царь Петр I диктует свои права «союзникам». Он вынуждает украинских купцов свозить пшеницу до российских или контролируемых Россией портов — Санкт-Петербурга, Архангельска и Риги. В 1719 году был запрещен экспорт украинского зерна на Запад, а на польско-украинской границе вводятся жесткие пошлины на импорт, чтобы защитить от конкуренции развивающиеся российские мануфактуры. При завозе продуктов на Левобережную Украину российские купцы пользовались льготами, тогда как украинцы платили пошлину за готовые товары, которые они возили на Север — в размере от 10% до 40% цены. Пользуясь привилегированным положением, российские купцы начали активно вытеснять с украинского рынка местных торговцев. Как свидетельствуют хроники, в 1754 году, когда между Россией и украинским Левобережьем отменили торговые барьеры, россияне уже полностью овладели и контролировали оптовую торговлю.

Российская изоляция

Петр I постепенно укрепляет границу с Западом. Когда царь понял, что мануфактуры России не могут эффективно развиваться и приходят в упадок вследствие импорта, он принял ряд указов, которые должны были защитить национального производителя. В одном из них от 1723 года было сказано: «По всей польской границе, по большим дорогам ввести крепкие заставы, а между теми большими дорогами малые дороги, проезды лесом зарубить, а где леса нет, то рвами перекопать... и если на таких заповедных проездах появится след, то здесь ждать, и кто поедет, того взять и штрафовать взятием всего того, с чем взятым будет». На заставах несли вахту военные формирования, боровшиеся с контрабандой и охранявшие границу.

В 1724 году Россия усиливает защиту от западного импорта и облагает 75-процентной пошлиной те заграничные товары, которые производили и российские предприятия. Но закручивание гаек привело к расцвету контрабанды и тенизации легальных торговых потоков. Поэтому после семилетнего эксперимента был принят новый тариф. Пошлина на отдельные виды иностранных изделий из чугуна, стали, а также на селитру, азотную кислоту, инструменты была снижена с 75% до 10%.

Премиальный конфискат

Каждый последующий глава России наступал на те же петровские грабли: увеличивал ставки пошлины и реорганизовывал таможенную службу — вплоть до отдачи на откуп таможен, через которые шел особенно крупный поток контрабанды. Старательность таможенников стимулировали конфискатом. В частности, в середине XVIII века в пограничной полосе была создана служба «объездников». Им выплачивали четверть задержанного контрабандного товара, а доносчики получали половину конфиската.


На ярмарке, проходившей во Львове на Бернандинской площади, всегда хватало контрабандистов

Однако высокие таможенные тарифы при малоразвитой промышленности внутри страны не давали желаемого результата. Вследствие этого российская власть вынуждена была периодически закрывать границы на глухой замок.

Польское правительство для борьбы с контрабандистами разрабатывало аналогичные предупредительные меры. Например, в основе системы «пропошлин» лежало право конфискации товаров, которые купцы перевозили беспошлинно, или занижая ставки. Обычно половину или три четверти конфиската направляли в государственную казну, а остальное забирали таможенники и магнаты тех земель, на которых были задержаны контрабандисты. Вообще для более эффективной борьбы с нарушителями таможенного законодательства короли и великие князья требовали от местной администрации, в частности воевод и старост, помогать мытарям в расследовании дел, связанных с уклонением от уплаты пошлины. Но наибольшее влияние на уменьшение масштабов контрабанды с обеих сторон границы имело лишь послабление таможенных взиманий.

Контра-банды

В конце 20-х годов XIX века, когда западные земли Украины уже входили в состав Австро-Венгерской империи, объем контрабанды вырос в несколько раз. Доходило до того, что через границу между Россией и Габсбургским государством прорывались крупные группы — до ста и больше человек — вооруженных контрабандистов, нападали на таможенную охрану и устраивали в пограничных районах грабежи и дерзкие вакханалии. Все российские магазины в этот период были завалены нелегальным товаром.

Чтобы противостоять этим бесчинствам, российские власти укрепляют границу военными. Три батальона пехоты, вооруженных пушками, дислоцируются на границе с Австро-Венгрией.

Что касается московской контрабанды, то ее проникновение на австро-венгерский рынок было незначительно. Такой перекос исследователи объясняют разным уровнем не только культурного, но и хозяйственного развития сопредельных стран: контрабанда, по закону сообщающихся сосудов, плыла туда, где экономика была более слабой.

«Коні не винні»

В отличие от пограничных и таможенных правил, отличавшихся в разных государствах, ухищрения, к которым прибегали контрабандисты, были универсальными. Товар с высокими таможенными ставками теневики прятали между другими изделиями, не облагавшимися крупными взиманиями. Для этого использовали ящики, бочки с двойными стенками и дном, непрозрачную стеклянную тару и т. д. К «дорогим» грузам цепляли ярлыки от беспошлинного товара, а внешне похожие вещи выдавали за другие: бронзовые изделия называли медными, фруктовые сиропы — фруктовыми соками, шампанское — минеральной водой.


Русские войска в период Первой мировой войны во Львове на Краковском рынке

Прежде чем пересечь границу, контрабандисты проводили основательную подготовительную работу. Чтобы выяснить расположение пограничных постов, они командировали десант под видом заблудившихся, пьяных и т. д. Также использовали трюки с животными. Отправляясь через границу, перед собой пускали дрессированных собак. Или товар, который можно было тюковать, навьючивали на лошадь, и в случае преследования часть его сбрасывали, заставляя таможенную или пограничную стражу останавливаться и рассматривать «упавшее с воза». Иногда лошадь пускали саму, и она шла с товаром к хозяину, который ждал уже с другой стороны границы. Риск при этом был минимальным, так как при встрече с охраной лошадь возвращалась туда, откуда пришла.

В большинстве пограничных сел и городков с обеих сторон российско-австрийской границы контрабандисты свили себе надежные гнезда и выстроили развитую сеть сбыта нелегального товара. Нежелавшие честно платить налоги маскировались под прислугу постоялого двора, корчмы или магнатского дома, причем у них были помощники, которые через местных крестьян за небольшую плату переправляли контрабандный товар вглубь страны, где его успешно продавали. Довольно часто контрабандисты работали в одной связке с таможенниками. Даже донские казаки, полки которых были специально присланы Петербургом для охраны российско-австрийской границы, а также чтобы побороть существующую здесь коррупцию, выдерживали контрабандные обольщения недолго и через определенное время утрачивали принципиальность. Русский царь был вынужден время от времени отзывать их с украинской земли.


Внутренняя наценка

Впервые граница между Украиной и Западной Европой пододвинулась к почти современным пределам и прошла немного западнее Львова в Первую мировую войну, когда Галичину оккупировали российские войска. Через две недели после начала военных действий между Австрией и Россией во Львове были заблокированы поставки европейских грузов и ограничено железнодорожное движение для гражданского населения. Львовские предприятия, пополнявшие свои торговые запасы европейскими полуфабрикатами и продуктами, остались на голодном пайке. Галицкие фирмы были вынуждены продавать остатки своего товара по продиктованным россиянами ценам и пополнять запасы на российском рынке.

Известная львовская фармацевтическая фирма «Петр Миколяш и Спилка», получив разрешение от оккупационного генерал-губернатора Бобринского, откомандировала своего представителя в Москву, Петербург и другие города России за пополнением аптечного ассортимента. В частности, в городе на Неве ему удалось приобрести оптовые партии фармацевтических препаратов, произведенных именитыми зарубежными фирмами «Шеринг», «Бауэр» и другими.

Но пока товар добирался до Львова, российские войска были вынуждены отступить от столицы Галичины. И как только австрийские гарнизоны вступили в город Льва, «Петр Миколяш и Спилка» получила прейскуранты на аптечные товары от традиционных поставщиков — венских и немецких фирм. Руководство фирмы было неприятно удивлено, когда узнало, что товар, купленный в России и с большими трудностями привезенный во Львов, был на... 200-400% дороже, чем аналогичный из Австрии.
 

Статьи по теме
Вчені знайшли під стародавньою церквою
Вчені знайшли під стародавньою церквою "вхід до пекла

Підземні тунелі виявили за допомогою георадара, томографії та сейсмічних методів, їхній вік ще належить встановити.
30.10 — 186

Коли будемо святкувати Різдво 2024 року: історія та традиції одного з найбільших церковних свят
Коли будемо святкувати Різдво 2024 року: історія та традиції одного з найбільших церковних свят

Різдво Христове — одне з найважливіших церковних свят. Це особливий період, який символізує тепло, родинні зв'язки, світлу радість.
30.10 — 240

Бананово-гарбузовий кекс: рецепт ароматної випічки
Бананово-гарбузовий кекс: рецепт ароматної випічки

Цей рецепт дуже простий та не вимагає особливих кулінарних навичок, тому кожен зможе приготувати такий десерт вдома.
30.10 — 1155