Мировая тенденция перехода на биотопливо может спровоцировать продовольственный кризис.
|
|
Однако решение топливных и экологических проблем обернется для планеты другими неприятностями — продовольственным кризисом. Уже сейчас фермеры массово сокращают посевные площади продзерна в пользу кукурузы и рапса. По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, в течение следующих 10 лет из-за дефицита продзерна продукты питания подорожают на 20-50%.
Ситуацию усугубляют растущий спрос на пшеницу и участившиеся неурожаи в странах — экспортерах зерна. В Канаде урожай 2007 года из-за засухи будет на 20% ниже прошлогоднего. Пострадали посевы в Австралии, Франции, Британии, Германии, Венгрии, Польше, Румынии, Италии и Греции. В Китае в этом году из-за наводнений и засухи соберут на 10% меньше пшеницы, чем в прошлом. По оценкам Международного зернового совета, мировой сбор пшеницы в 2007 году составит 607 млн тонн (весной этого года прогнозировалось 614 млн тонн).
Последние семь лет спрос на зерно превышает предложение, поэтому переходящие мировые запасы пшеницы постепенно уменьшаются. В этом году они достигли минимального за последние 26 лет уровня — 116,6 млн тонн.
Аппетиты стран — импортеров зерна растут из года в год. Активизировали закупки Китай, Япония, Индия, Египет и Марокко. Американскую пшеницу (США — одна из немногих стран, получивших прогнозируемый урожай) на мировом рынке сейчас буквально разметают. За первую неделю августа реализовано 2,1 млн тонн американской пшеницы — рекордный объем сделок за неделю на американском рынке с 1996 года.
Хлеба хватит не всем
Дефицит зерна подстегнул рост цен на мировом рынке, уже достигших десятилетнего максимума. С начала года пшеница подорожала в 1,5-2 раза.
Большие возможности
Спасти мир от голода могут Украина, Польша, Казахстан и Аргентина. Такое неоднозначное заявление сделали на днях британские экологи. По их мнению, производительность аграрного сектора этих стран имеет колоссальный потенциал, поэтому у них есть шанс стать крупнейшими экспортерами продовольствия. После вступления в ЕС рост польского сельского хозяйства составил 40-60% в год. Специалисты надеются, что эта динамика сохранится в ближайшие годы. Казахстан и Аргентина в свою очередь обладают большими территориями неосвоенных земель.
У Украины, входящей в число крупнейших производителей сельскохозяйственных культур, тоже есть возможности для увеличения объемов экспорта. В 2005/2006 маркетинговом году (июль 2005 — июнь 2006 г.) на мировом рынке реализовано 13,1 млн тонн украинских зерновых при урожае в 38 млн тонн. «А могла бы продавать только пшеницы около 30 млн тонн в год», — говорит директор консалтингового агентства «ААА» Сергей Наливка. По его оценкам, Украина способна выращивать более 40 млн тонн пшеницы. На территории страны сконцентрирована четверть мировых черноземов. Благодаря ровным климатическим условиям почти все регионы Украины пригодны для выращивания сельхозкультур (к примеру, Австралия может использовать только прибрежную зону). При этом в Украине 6 млн га брошенных земель.
Украинские и мировые цены на пшеницу бьют рекорды, $/т
Даже не увеличивая посевных площадей, украинские аграрии могли бы продавать на внешнем рынке как минимум на 30-40% больше нынешних объемов, повысив урожайность зерновых до европейского уровня. Последние три года украинские фермеры получают в среднем всего 26 центнеров зерновых с гектара. В Западной Европе — 40-50 центнеров, в Великобритании — 100. Украинские фермеры еще не научились делать большие деньги, констатирует Сергей Наливка: «Многие сельхозпроизводители игнорируют новые технологии выращивания, обходят стороной новые культуры, сорта, экономят на удобрениях и средствах защиты растений. Говорят, что новые технологии слишком дорогие. Но это скорее неумение организовать бизнес. Современная технологическая карта по высокоурожайному выращиванию культуры стоит на рынке 500-700 грн, сертифицированные качественные семена — от 20 до 120 грн на гектар».
Сельхозпроизводители оправдывают низкие инвестиции в повышение урожайности, в том числе невысокими закупочными ценами на зерно. Сейчас этот аргумент выглядит неубедительно. По информации агентства «ААА», себестоимость производства тонны пшеницы в украинских хозяйствах в среднем равна 390-420 грн, при соблюдении всех норм по выращиванию (количеству используемых удобрений, гербицидов, пестицидов) — 500-550 грн. Закупочные цены на ячмень и пшеницу, которые выставляют трейдеры сельскохозяйственным предприятиям, сейчас на уровне американских и канадских прайсов — $112-230. Кукурузу украинские аграрии и вовсе продают на $5-8 дороже, чем американцы. «В кои-то веки крестьяне диктуют цены покупателям», — констатирует руководитель аналитической службы «АПК-Информ» Родион Рыбчинский.
«Конъюнктура мирового рынка как никогда способствует росту украинского экспорта», — констатирует Сергей Наливка. Сейчас на зерне могут заработать не только трейдеры, но и сельхозпроизводители.
Дефицитный продукт
Но Украине не очень удается роль кормилицы Европы. Пока мы пытаемся прокормить хотя бы себя. В этом году из-за засухи Украина соберет всего 27-28 млн тонн зерновых (в 2006-м урожай составил 34,7 млн тонн). Чтобы не допустить дефицита зерна на внутреннем рынке, правительство с июля по октябрь 2007 года ввело квоту на экспорт зерновых, которая составила всего 12 тыс. тонн.
Не житница европы
Таким образом правительство пытается сдержать рост цен на продукты питания. В июне, когда на внутреннем рынке снова подорожала пшеница, индекс потребительских цен на муку по сравнению с маем вырос на 13,7%, на молоко, сыр, яйца — на 6,9%.
Среднестатистический немец тратит на продукты питания только 9% своего дохода, 10% рост цен на еду он может не заметить. Большинство украинцев на продукты питания тратят половину дохода, даже незначительный рост цен — удар по семейному бюджету. В год выборов правительству крайне важно удерживать цены. Кабмин решил проблему за счет экспортеров зерна. По прогнозам АПК-Информ, в 2007/2008 маркетинговом году Украина отправит за рубеж 2,5 млн тонн зерновых — в 4,5 раза меньше, чем в 2006/2007 МГ.
По словам генерального директора компании «Кернел-Трейд» Константина Литвинского, на украинском зерновом рынке сейчас затишье: «Трейдеры сделали запасы зерновых, но дальнейшую закупку никто не ведет из-за неопределенности с экспортными квотами».
Мировой рынок нуждается в украинском зерне, однако Украина — непредсказуемый партнер. Правительство уже не первый раз пытается регулировать зерновой рынок с помощью квот. И если в нынешнем году это более-менее оправданный шаг, то ограничения на экспорт в 2006 году эксперты называют перестраховочными мерами.
В прошлом году планировали собрать 40 млн тонн зерновых, 13 млн тонн экспортировать. Ориентируясь на эти прогнозы, трейдеры спешили заключать экспортные контракты. Покупателей было предостаточно — в других странах — экспортерах зерна в 2006 году был неурожай. В Австралии, например, по сравнению с 2005 годом валовый сбор пшеницы уменьшился на 50%. Страна пополнила ряды импортеров зерновых. Мировой баланс пшеницы изменила Индия, переквалифицировавшаяся из нетто-экспортера в нетто-импортера. Возросли потребности в зерне в Бразилии.
По данным Минагрополитики, с июня по октябрь 2006 года экспорт зерна из Украины вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2005-го. Страна уверенно шла к отметке 13 млн тонн экспорта. Однако по причине неблагоприятных погодных условий министерство ухудшило прогноз с 40 млн тонн до 34,7 млн тонн. Изменились и прогнозы экспорта: Украина, по мнению экономистов, за 2006/2007 МГ на мировом рынке могла реализовать максимум 9 млн тонн.
Кабмин ввел лицензирование, а затем и квотирование зернового экспорта. Правительство посчитало, что лучше потерять на экспорте пшеницы, чем потом бороться с дефицитом на внутреннем рынке. В итоге Кабмин разрешил вывезти из Украины до конца 2006/2007 маркетингового года всего 1,1 млн тонн зерновых.
Позиции Украины на мировом рынке зерна заняли Россия и Казахстан. В 2006/2007 МГ Россия продала около 12 млн тонн зерна (сохранив продажи на уровне предыдущего сезона), Казахстан почти удвоил экспорт — до 6,2 млн тонн.
Подсолнечник vs пшеница
Не способствуют наращиванию экспорта продовольственного зерна и украинские фермеры. Все больше аграриев отдают предпочтение масличным культурам, а не «высокорисковому» зерну. Два года назад в Украине выращивали 500-600 тыс. тонн рапса, в 2007-м урожай может составить 1,096 млн тонн, из которых половина уйдет на экспорт. Производить рапс фермеров вынуждает не только высокий спрос на сырье для биотоплива (Европа исчерпала возможности увеличения производства рапса). Мировые цены на эту культуру на уровне стоимости пшеницы 3-го класса — $350-370 за тонну. В ассоциации «Укролiяпром» считают, что украинские сельхозпроизводители могли бы поставлять на мировой рынок до 6-7 млн тонн рапса. Площади для выращивания этой культуры будут расти, скорее всего, за счет сокращения посевов зерновых. По оценкам АПК-Информ, в 2007-м они уменьшатся на 7% по сравнению с 2006 годом.
Конкурентом пшеницы стал и подсолнечник. Его выращивание требует от фермера гораздо меньше усилий, а спрос и цена на «семечку» на мировом рынке стабильно высокие. «Подсолнечник сеют на одном поле по 3-4 года подряд, истощая землю. После подсолнечника почва восстанавливается несколько лет», — рассказывает Сергей Наливка. Большинство украинских фермеров стремятся получить быстрые деньги — вынуждает долговая яма (банковские кредиты). На перспективу практически никто не работает. Поэтому в ближайшее время Украина вряд ли станет крупнейшим экспортером продовольствия.
Вечные кормильцы
Крупнейшие торговцы зерном даже после введения квот на экспорт в 2006 году, по словам директора консалтингового агентства «ААА» Сергея Наливки, остались в выигрыше. Раньше рентабельность экспортеров, по оценкам ААА, была на уровне $5-15 чистого дохода на тонну проданного зерна. Сейчас торговцы могут заработать в несколько раз больше. «Из-за квот экспортерам пришлось целый год держать зерно в хранилищах. За это время цены выросли в 2-3 раза. Даже если 10-20% зерна пропало, рост цен компенсирует эти потери», — объясняет аналитик. В прошлом году пшеницу на внутреннем рынке трейдеры закупали по $106-107 за тонну, в этом продадут на мировом рынке по $370-400 за тонну. К тому же трейдерам в 2006-2007 гг. удалось сделать большой запас украинского зерна — около 4-6 млн тонн.
Почти весь экспорт зерновых из Украины сконцентрирован в руках «дочек» транснациональных корпораций — Cargill, Alfred C. Toepfer, Bunge, Serna, Louis Dreifus. Из местных игроков в десятку самых активных экспортеров зерна входит разве что компания «Нибулон». В высшую лигу трейдеров пытается пробиться крупный сельхозтрейдер «Югтранзитсервис». А вот его конкуренты Рамбурс и зерноторговая компания «Олсидз Украина» с 2005 года ушли с зернового рынка — занялись продажей масличных культур и их переработкой. «Украинским компаниям не хватает опыта и хватки, чтобы работать локтями на мировом зерновом рынке», — говорит Сергей Наливка.
Экспортеры много инвестируют в развитие мощностей для хранения зерна и логистики. За последние пять лет их стараниями пропускная способность портов выросла в 2-3 раза. Теперь через украинские порты компании могут отгружать около 26 млн тонн зерна ежегодно.