Андрей Волянский, доктор медицинских наук: В течение 10 дней мой медицинский центр проводит вакцинацию Comirnaty (Pfizer/Nbiotech) и Coronаvac (Sinovac). Специально выдержал эту паузу, чтобы не писать на эмоциях.
Очередь людей выстраивается задолго до начала рабочего дня в надежде получить прививку от Пфайзер. Лишь потому, что ЕМА (европейское агенство по медицинским препаратам) одобрило Comirnaty, Moderna, Janssen и Vaxzervia и ПОКА не одобрило CoronaVac. Полученные 300 доз Комирнати были введены в течение полутора рабочих дней 12 и 13 июля. Коронавак есть в наличии постоянно, все желающие (в среднем около 30 человек в день) вакцинируются без очереди. Сегодня, 18.07 было привито 18 человек.
Несколько эпизодов.
Приходят кормящие мамы. Вводить Короновак беременным и кормящим по инструкции противопоказано. В инструкции к вакцине от Пфайзер написано: "неизвестно, выделяется ли Комирнати в женское грудное молоко." Если выделяется, это несет какие-то риски для ребенка? Этих девушек риски ни для себя, ни для грудных детей не волновали, ведь очень нужно в Европу. В отношении беременных в инструкции к Комирнати сказано: "вакцинацию следует рассматривать только если потенциальные преимущества превышают потенциальный вред для матери и плода". Этим производитель подтверждает то, что вакцинация несет потенциальные риски для беременной и плода? По-моему. да.
Пожилая женщина перед прививкой попадает на осмотр к семейному врачу, которая видит в клиническом анализе крови показатель содержания гемоглобина 80 г/л, отказывает в вакцинации и рекомендует пройти обследование. Женщина закатывает скандал: "Вы обязаны меня привить!". Мы не знаем, какая причина анемии – дефицит железа, хроническая кровопотеря, гемолитическая анемия. Но в любом случае, этот человек не здоров, его необходимо обследовать и лечить.
Теперь самое интересное. Раньше острые заболевания и обострения хронических были противопоказаниями для вакцинации. Лица с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии по решению комиссии по вопросам прививок могли быть вакцинированными в условиях стационара. Но в октябре 2019 года были внесены изменения в приказ №595 от 2011 года, регламентирующий вакцинацию, и теперь острые заболевания без повышения температуры выше 38 не являются противопоказаниями а об обострениях хронических заболеваний вообще НИЧЕГО не сказано. Т.е. в соответствии с сегодняшними нормативными документами мы не должны были отказывать женщине с анемией средней степени неизвестного происхождения в прививке!
Перед прививкой должен быть проведен медицинский осмотр. Как думаете, осмотр чем-то регламентирован? Нет. В приказе 595 описан ТОЛЬКО медицинский осмотр ребенка. В отношении взрослых – ни слова, кроме того, что медицинский осмотр обязателен. Т.е. медосмотр может быть ЛЮБЫМ, например длиться 5 секунд – столько, сколько необходимо, чтобы поставить роспись под информированным согласием.
Мы наблюдали, как в мире вакцинируют в спортивных залах, на автостоянках, в торгово-развлекательных центрах. Теперь это происходит и у нас. Наверно это допустимо в период массовой заболеваемости, когда риски умереть из-за инфекции высоки. Но может быть стоит это прописать в нормативных документах с указанием четких критериев? Сейчас в Украине ежедневно вводится около 100 тысяч доз, планируется наращивать это количество, поэтому нужно сейчас подымать вопросы безопасности вакцинации.
Тариф на введение первой дозы вне зависимости от вакцины установлен НСЗУ в размере 25 гривен. Из чего исходили – сказать сложно. Внутримышечная инъекция? Но столь низким тарифом НСЗУ подталкивает исполнителей к формальному проведению прививки.
Наши рекомендации сделать платный клинический экспресс-анализ крови в течение 15 минут перед прививкой и/или получить платную консультацию семейного врача перед прививкой наталкивались на однозначную неприязнь очереди: "хотите заработать на государственной прививке!". Стоимость анализа 100 гривен, консультации 400 гривен. Мы хотим вакцинировать безопасно. В существующей ситуации мы пытаемся перед прививкой полноценно собирать анамнез, проводить тщательный осмотр. Но регулярно возникает необходимость рекомендовать дополнительные обследования и консультации. Мы не можем это делать бесплатно. Частная клиника платит аренду, зарплату сотрудникам, налоги государству, покупает оборудование и расходники. Поэтому при сохранении этой ситуации нам придется отказаться от ковид-вакцинации. Ради безопасности прививаемых. И сохранения нашей репутации.
До конца лета в Украине введут 8-9 миллионов доз вакцин против Covid-19 (привьют около 5 миллионов человек одной дозой и 3-4 миллиона человек двумя). Нетрудно посчитать, что, учитывая ежегодную смертность в нашей стране (15/1000), в течение года после прививки ИЗ ЭТИХ 5 миллионов умрет 2%, т.е. 100 тысяч человек. В течение 30 дней после прививки (поствакцинальный период) – 8 тысяч. Без связи с вакцинацией, от разных причин. Соответственно, после вакцинации 25 миллионов человек (60% населения) в поствакцинальном периоде умрет 40 тысяч человек. Уже эти цифры, неизбежные при поголовной вакцинации, обязывают подходить к прививке с МАКСИМАЛЬНОЙ осторожностью. А сколько еще умрет из-за прививки?
Неизвестно. Оценивая опыт 6-месячной вакцинации других стран уже стало понятным, что есть некоторые неблагоприятные поствакцинальные события после введения генетических вакцин, частота которых достоверно выше в сравнении с непривитыми людьми в той же популяции. Речь идет о тромбозах, эмболиях, тромбоцитопениях, синдроме Гийена-Барре, миокардитах и перикардитах. Я не пишу о банальных поствакцинальных местных и общих реакциях, которые случаются довольно часто и не несут сколь-нибудь значимого ущерба привитому. Лишь о потенциально опасных для здоровья и жизни (их еще называют AESI – нежелательные поствакцинальные события особого интереса). В Великобритании, где введено уже более 80 миллионов доз 70% населения на основании отчетов государственного регулятора можно говорить о нескольких сотнях фатальных исходов, достоверно СВЯЗАННЫХ с вакцинацией. Эта частота, безусловно, крайне мала. Но, если в Великобритании вакцинальный статус не влияет на летальность при заболевании Дельта-вариантом для людей младше 50 лет, то зачем рисковать их жизнями?
Подытоживаю. Новые генетические вакцины (как векторные, так и рнк) несут новые, пока не до конца изученные, риски. Информация о серьезных побочных эффектах, в том числе и фатальных, начала накапливаться УЖЕ ПОСЛЕ проведения испытаний и эмерджентного одобрения, в рамках массовой вакцинации. Эффективность узконаправленных вакцин (несущих только ген спайк-белка) снижается с появлением новых вариантов. В этой ситуации лучше выбирать цельновирионные инактивированные вакцины, обладающие более широкой защитой и применяемые на протяжении многих десятилетий. Не нужно прививать переболевших, т.к. они обладают естественной полноценной защитой! Вакцинация не должна проводится формально! Тщательный сбор анамнеза, осмотр, дополнительные исследования помогут уменьшить количество неблагоприятных событий.
И напоследок фраза классика вакцинологии Николая Медуницина: "Нет абсолютно безопасных вакцин".
Автор: Андрей Волянский, врач-иммунолог, заведующий лабораторией иммунореабилитологии Института микробиологии и иммунологии НАМНУ им. Мечникова