Контракти.ua

17215  —  04.06.10
Идея икс: как к бизнесменам приходят прорывные идеи
Идея икс: как к бизнесменам приходят прорывные идеи

«Я не думаю, что природа гениальности предпринимателей существенно отличается от природы других выдающихся талантов. В любой гениальности есть две главные составляющие: природная одаренность и кропотливый труд. Предпринимателей отличает, пожалуй, лишь большая доля рационализма и обязательная ставка на финансовую выгоду. И еще, конечно, способность рисковать», — считает Олег Науменко, вице-президент компании PocketBook (производство ридеров).

 

PocketBook легко завоевала рынок стран СНГ, а все благодаря тому, что ее продукт отличался от западных аналогов. Украинская электронная «читалка» избавилась от главного недостатка конкурентов — жесткой привязки к формату файлов. На ней можно читать книги, скачанные из интернета, в том числе и пиратские копии. Разработанный ридер, который выпускается компанией с 2007 года, — главное детище команды PocketBook. Эта идея, по словам Олега Науменко, родилась благодаря удачному сочетанию сразу нескольких факторов: предыдущего опыта, наличия нужных знаний и навыков и, конечно, счастливому стечению обстоятельств. В этом процессе обязательно присутствует озарение, но достичь результата невозможно без целеустремленности и упорного труда.
80% идей обречены на неудачу. Так, украинские венчурные компании, инвестирующие в стартапы, в течение года могут рассматривать 100–500 проектов в поисках второго Google. Но как признался в интервью Контрактам управляющий партнер фонда Technobridge Максим Школьник, венчурные капиталисты вкладывают средства от силы в три­пять стартапов. Остальные отметаются как мусорные. Из отобранных проектов «выстреливает» один-два.
Пассивное ожидание озарения — большая роскошь для предпринимателя. Это полвека назад компания могла десятки лет эксплуатировать одну хорошую идею, которая давала ей как конкурентное преимущество, так и возможность господствовать в отрасли. Сегодня же знание мгновенно распространяется по миру и нужно постоянно придумывать что­то новое, что сделает бизнес уникальным хотя бы ненадолго. Время и талант решают все, утверждают Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале, профессоры Стокгольмской школы экономики. Решение, принятое слишком поздно, может обернуться не только большими потерями, но и крахом.
Ученые, изучающие психологию и физиологию творчества, полагают, что озарения можно достичь целенаправленными сознательно­волевыми усилиями. В этом уверен и известный американский кардиолог, доктор медицинских наук Гарвардского университета Герберт Бенсон. В ходе исследований он пришел к выводу, что решение придет само собой, если сначала максимально сосредоточиться на проблеме (пока не появится стрессовое состояние), а потом на время забыть о ней, отвлечься. Он назвал это явление «принципом высвобождения». Как это происходит на практике, Контракты поинтересовались у пяти бизнесменов.

Максим Можар,
президент компании Imena.ua/MiroHost (регистратор доменных имен)
Для начала следует разделить идеи рядовые, направленные на решение текущих вопросов, и стратегические. Повседневные решения приходят мне в голову непосредственно в момент обдумывания проблемы. А вот что касается стратегических идей, то, во-первых, они появляются не так часто (за всю мою жизнь мне в голову пришло 10–20 идей подобного рода). А во-вторых, большинство из них по разным причинам так и не воплотились в жизнь. Но именно реализация стратегической идеи позволяет совершить прорыв в бизнесе.
Наверное, обязательное условие для генерирования стратегической идеи — полное «погружение» в проблему, чтение соответствующих книг, разговоры со знающими людьми и т. д. Решение, которое я ищу, может «вариться» во мне довольно длительное время, но последней каплей в формулировании идеи обычно становится сказанная кем­то фраза.
Кстати, очень важно уметь «отфильтровать» стратегическую идею от сопутствующих. Для этого нужен хороший оппонент, с которым можно дискутировать. При этом самый верный признак стратегической идеи — простота. Я вообще считаю, что все хорошие идеи — простые. В то же время идеи, направленные на решение локальных проблем, могут быть и более сложными. Приведу пример мегаидеи, более десяти лет назад реализованной в украинском сегменте интернета, — сеть обмена трафиком
UA-IX. До ее появления интернет-провайдеры никак не могли договориться об обмене трафиком между собой. Идея же UA-IX состояла в том, чтобы создать открытое соглашение с очень простыми правилами, к которому каждый может присоединиться по принципу:
«я отдаю все свои ресурсы и получаю взамен все ресурсы всех остальных». А поскольку UA-IX — это общее достояние, то, присоединившись к соглашению, компании принимают участие в управлении им путем голосования за вступление новых членов. Эта идея очень и очень простая. Но она, на мой взгляд, серьезно повлияла на развитие украинского интернета.
Мне кажется, что люди знают много правильных ответов, но часто проходят мимо них. Контролировать вдохновение действительно сложно, но вполне реально научиться слушать самого себя и других людей, находиться в состоянии сосредоточенности, чтобы не пропустить момент озарения.    

Текст: Елена Струк, Контракты

Статьи по теме
Made in Ukraine: датська компанія виготовлятиме в Україні систему керування вікнами для експорту в понад 70 країн
Made in Ukraine: датська компанія виготовлятиме в Україні систему керування вікнами для експорту в понад 70 країн

Датський виробник мансардних вікон VELUX Group розпочав в Україні виготовлення системи управління для електрокерованих вікон, штор та ролетів власного бренду. Новий продукт VELUX Touch вироблятиметься на потужностях американського виробника електроніки Jabil в Закарпатській області.
26.04.23 — 810

"Викинув 4 тисячі співробітників": Арестович прокоментував відмову Ахметова від медіабізнесу

Наразі радник голови офісу президента пропонує подивитися, як бізнесмен Рінат Ахметов буде прощатися із співробітниками медіа.
14.07.22 — 2480

Favbet сплачує податки до держбюджету, не працює в рф і білорусі та не приймає ставки від громадян цих країн
Favbet сплачує податки до держбюджету, не працює в рф і білорусі та не приймає ставки від громадян цих країн

Українська компанія Favbet звертається до українських ЗМІ з проханням не розповсюджувати недостовірну інформацію щодо своєї діяльності. Хвиля чорного піару з фейковою інформацію щодо «несплати податків» та «співпраці з рф»  має наклепницький характер та не відповідає дійсності.
25.05.22 — 5522