Если бы главой ФГИУ был я. Часть 1. Я собираюсь написать несколько довольно длинных постов под этим заголовком на протяжении ближайшей недели. Я не обещаю высокого уровня структурированности изложения, так как по некоторым вопросам, которые входят (или могут входить) в компетенцию Фонда Государственного Имущества, у меня есть продуманное и сформированное мнение, которое я готов аргументированно защищать, по другим же вопросам у меня есть идеи более или менее сырого уровня.
Начну, наверное, с вопроса частной собственности на землю. В первом комментарии к этому посту – моя давняя презентация в Bendukidze Free Market Center, сделанная еще в период «медового месяца» предыдущей власти, когда было ощущение, что изменения не ограничатся отдельными фрагментами государственного устройства (НБУ, Минфин, Нафтогаз Украины), а возможны по всему фронту, включая все министерства и ведомства. Некоторые данные из нее наверняка устарели к 2019 году, но ключевые аспекты наверняка остались теми же самыми.
Просуммирую их:
1. В Украине государство является самым крупным землевдалельцем. Ему принадлежит примерно 25% от общего объема или около 10.5 млн гектаров сельскохозяйственных земель.
2. Остальные 31 млн гектаров являются в подавляющем большинстве частной собственностью, являясь результатом распаевания земли и передачи ее в частную собственность жителям сельской местности.
3. Демографическая ситуация в сельской местности намного хуже, чем в городе. Убыль населения с 1991 до 2016 года (позже данных не нашел) составила 16.5%, в то время как в городах – примерно половина этого. Это в том числе означает, что владельцы земельных паев, проживающие в подавляющем большинстве в сельской местности, умирают и земля, которая может быть их, становится бесхозной (вернее, ее продолжают обрабатывать, но экономической выгоды от этого хозяин земли уже не получает).
4. Государственная земля является общенародной собственностью и процесс ее приватизации должен обеспечить монетизированный доход каждому гражданину Украины.
5. Ставки аренды земли в Украине – одни из самых низких в Европе, при этом ставки аренды у частных владельцев земли ниже, чем у государства. Причина – рынок аренды земли в сельской местности является рынком арендатора, при котором владельцев паев много (в том числе благодаря тому, что они в большинстве своем вышли из активного экономического возраста), а арендаторов становится все меньше по мере укрупнения сельскохозяйственных холдингов и вытеснения из экономической деятельности менее экономически эффективных и удачливых фермеров.
Вторым посылом является то, что Украина в начале девяностых годов упустила возможность создания местного рынка капитала, сделав в ходе программы массовой приватизации ряд ошибок по сравнению с другими странами, включая страны Восточной Европы и Россию. Основной ошибкой при этом было ограничение обращения приватизационных ценных бумаг, выразившееся в том, что (в отличие от той же России, где ваучер был обезличенным, имел независимое обращение и был прото-ценной бумагой) украинские приватизационные сертификаты были исключительно в безналичной форме, были именными, практически не имели вторичного рынка и процесс их инвестирования был крайне громоздок. Выпуск ваучеров в России очень быстро привел к формированию рынка ценных бумаг через появление вторичного рынка, саморегулирующейся инфраструктуры и значимой группы финансовых посредников, основным источником доходов которых были, собственно, операции с ценными бумагами на организованном рынке. Примерно то же произошло в Чехии и других странах с подобной системой ваучерной приватизации.
В связи с этим, будучи главой ФГИУ, я бы отстаивал концепцию приватизации и организации рынка земли, которая сводилась бы примерно к следующему:
1. Каждый житель Украины имеет право на получение своего земельного сертификата. Этот сертификат является безымянным, не имеет ограничений на вторичное обращение (то есть, может быть использован как предмет залога в банке, например, или объект купли-продажи) и обладает высокой степенью защищенности. Сертификат может обращаться как в наличной, так и в безналичной форме (примерно так же, как деньги могут обращаться в наличной и безналичной форме), при этом депозитарием для безналичного обращения выступает НБУ (чтобы избежать риска мошенничества со стороны коммерческих банков-депозитариев).
2. В целях приватизации вся государственная земля разбивается на лоты размером в 500 гектаров (таким образом, создается примерно 2000 объектов приватизации-земельных лотов). Продажа этих участков осуществляется только и исключительно за земельные сертификаты. При этом начало приватизации государственных земель отстоит от начала выдач земельных сертификатов на 6 месяцев для того, чтобы все желающие смогли успеть получить сертификат и монетизировать его, продав на рынке, а желающие купить государственную землю имели возможность купить на рынке достаточное количество земельных сертификатов у населения.
3. По истечении начального периода процесс приватизации земли происходит путем открытых торгов (в системе Прозорро) земельными лотами. Очередность участков в пределах каждого района определяется путем жеребьевки случайным образом. В течение недели продается по 40 лотов, процесс приватизации занимает 1 год. По окончании процесса приватизации госземель все земельные сертификаты аннулируются.
Что это дает?
1. Социальную справедливость. Каждый гражданин Украины имеет право получить свою долю государственных земель в виде денежных средств. Если предположить, что стоимость 1 гектара сельскохозяйственной земли в Украине составляет 1/3 стоимости сельскохозяйственных земель Краснодарского края РФ (150 тысяч рублей или 2.5 тысячи долларов), а число граждан Украины предположить равным 35 миллионам, то стоимость одного земельного сертификата будет приближаться к 300 долларам. Это – достаточная сумма для того, чтобы люди дошли до отделений Привата и Ощадбанка, чтобы получить свой земельный сертификат. В реальности же, я предполагаю, и стоимость земли выше, и населения меньше, то есть единоразовый доход на одного участника приватизации, скорее всего, будет существенно выше.
2. Появление нового класса активов. Государство одномоментно создаст свободно обращающийся актив со стоимостью выше 3 млрд долларов. При этом себестоимость создания такого актива крайне мала и может быть возвращена государству через единоразовую пошлину, взимаемую при покупке земельного участка за земельные сертификаты.
3. Создание торгуемого финансового инструмента с большой капитализацией и оживление финансового рынка. Опять же, фактически происходит эмиссия ценных бумаг на 3 млрд долларов. Это не может не привести к появлению самоорганизующегося рынка этих бумаг и вдохнуть хоть какую-то жизнь в анемичный фондовый рынок Украины.
4. Фактическая перепись граждан Украины, живущих в пределах страны. Мотивация в 300+ долларов на лицо, скорее всего, достаточна для того, чтобы ей воспользовались практически все граждане, сохраняющие связи с Украиной (живущие в стране и живущие вне страны, но регулярно приезжающие в страну). Таким образом, государству станет понятна примерная численность реально участвующих в жизни страны граждан.
5. Объективизация цены земли с высокой степенью грануляции по регионам и районам. По результатам такой большой земельной приватизации станет понятна стоимость земель практически по всей стране. Лоты достаточно невелики, чтобы обеспечить широту конкуренции за них. Теоретически можно даже рассмотреть возможность отсрочки снятия моратория на обращение сельхозземель для частных лиц до достижения определенной глубины приватизации государственной земли в регионе. Это, конечно, крайне дискуссионное предложение, так как владельцы земельных паев уже давным давно заждались снятия ограничений на продажу своих земельных участков и еще один год отсрочки вряд ли будет воспринят без критики, но оборотной стороной этого будет являться то, что каждая бабушка в селе будет знать (из напечатанных в газете Сільські Вісті итогов торгов государственной землей) сколько стоит гектар земли именно в ее районе.
В следующей серии напишу о том, приватизацию каких отраслей я бы отстаивал в первую очередь.
Автор: Сергей Будкин