Президенты стран Вышеградской группы на встрече в польском Жешуве единогласно высказались против строительства трубопровода “Северный поток-2”. Накануне встречи раздавались прогнозы, что единогласия не выйдет, что к коллегам может не присоединиться президент Чешской Республики Милош Земан, нередко поддерживающий российскую позицию в самых принципиальных вопросах. Однако на этот раз так не произошло.
Руководители соседних стран воспринимают “Северный поток-2”, прежде всего, как политический проект. И будут настаивать на том, чтобы его сооружение – даже если о таковом договорятся – происходило в соответствии с европейским правом. А это уже не выгодно “Газпрому”, так как предусматривает диверсификацию поставок.
С экономической точки зрения интересы стран Центральной Европы и Германии расходятся. В немецких деловых кругах хотели бы “замкнуть” на эту страну все поставки российского газа. А страны Центральной Европы в случае появления еще одного “Северного потока” лишаются транзитного статуса и возможности диверсифицировать газовые поставки – то есть действовать в соответствии с политикой, утвержденной Евросоюзом. Но, помимо экономики, на этот раз есть и четкое политическое понимание происходящего.
В странах Центральной Европы не могут не замечать, что все усилия Москвы направлены на лишение Украины ее транзитного статуса. Еще недавно это не так уж сильно занимало европейских политиков, потому что считалось, что вопрос транзита – внутренняя проблема Украины и России. Российскому руководству удалось создать образ недобросовестного транзитера, который к тому же “ворует” российский газ, предназначенный для европейцев. При этом корпоративные отношения Москвы и Киева в газовых вопросах были налицо, две страны выглядели в буквальном смысле слова “сиамскими близнецами”, решающими свои криминальные проблемы за счет Запада.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Но после 2014 года все изменилось. Во-первых, корпоративные отношения “Газпрома” и “Нафтогаза Украины”, за счет которых обогатилось не одно поколение проходимцев, разорваны. Во-вторых, то, что Россия на протяжении многих лет с помощью газа буквально шантажировала украинское руководство, вырывая у него политические уступки – от сворачивания европейского курса до базирования Черноморского флота – стало очевидным даже тем, кто не хотел вдаваться в подробности российско-украинских энергетических отношений. И в-третьих, стало ясно, что последствием ликвидации украинской ГТС может стать не только потеря Украиной доходов от транзита, но и возможность большой войны России против нашей страны. А эта война не может не затронуть страны Центральной Европы. Поэтому для них сохранение украинской ГТС – это вопрос безопасности.
И именно это, совершенно различное отношение к перспективам “Северного потока-2”, может стать определяющим для будущих дискуссий в Еврокомиссии. Впрочем, на фоне варварского уничтожения российской и сирийской авиацией Алеппо в Германии задумаются о том, насколько на самом деле уничтожение украинских транзитных возможностей в интересах немцев. Ведь в этом случае можно получить еще одно Алеппо где-нибудь под боком.