Пике на страховом рынке достигло нижней точки. По крайней мере, на это очень надеются его участники. Однако проблем у страховщиков – хоть отбавляй. И сил справиться с ними хватит явно не у всех.
Революционный 2014 год для украинской страховой индустрии оказался очень непростым. Как с точки зрения конъюнктуры, так и с точки зрения «голых» чисел. Валовые страховые премии сократились на 32%, чистые – на 21%, при этом выплаты, напротив, возросли на 7,5%, что лишь увеличило убыточность страховых компаний. По премиям же падение наблюдалось почти по всем ключевым направлениям: по страхованию имущества, авто, в личном страховании. Прирост наблюдался разве что в ДМС, в автогражданской ответственности, «Зеленой карте» и турстраховании. Хотя вполне очевидно, что этот плюс был в большей степени инфляционным, который к реальной динамике отношения, по сути, не имеет.
«В 2014 году одновременно материализовались несколько серьезных рисков. Революционная смена власти, оккупация части территории и АТО на востоке страны, где уже невозможно вести страховую деятельность, девальвация гривны, инфляция, "уход" из банков около 30% депозитов физических лиц и общее ухудшение деловой активности», - объясняет причины падения член Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Александр Залетов.
Впрочем, уже в первом полугодии 2015 года Нацкомфинуслуг бодро отрапортовала о возобновлении роста: чистые премии, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, возросли на 24,2%, среди которых лидерами стали страхование грузов, автомобильные виды, страхование финансовых рисков, имущества и авиационное страхование. Но можно ли с полной уверенностью говорить, что «дно» действительно пройдено?
А на манеже – все те же
Если не углубляться в дебри украинского страхового рынка, заметить существенные изменения на нем не так и просто. Например, в числе лидеров – все те же страховые компании, что и несколько лет раньше. В десятке крупнейших страховщиков по объему собранных валовых премий находятся «Уника», «АХА Страхование», «Провидна», «ИНГО Украина», «Арсенал Страхование», «PZU Украина», «АСКА», «Украинская страховая группа».
В целом же львиную долю премий (а это более 96,5%) по-прежнему аккумулируют 100 страховых компаний в сегменте рискового страхования и 20 компаний по страхованию жизни.
ТОП-10 страховых компаний по объему привлеченных чистых премий*
Название СК |
Премии на 30.06.2015, млн грн |
Премии на 30.06.2014, млн грн |
Темп роста, % |
АХА Страхование |
478,8 |
327,4 |
46% |
Уника |
402,6 |
281,3 |
43% |
Провидна |
345,4 |
266,7 |
30% |
ИНГО Украина |
286,7 |
215,3 |
33% |
Украинская Страховая Группа |
285,2 |
241 |
18% |
Арсенал Страхование |
259,6 |
166,5 |
56% |
СГ ТАС |
253,8 |
183,7 |
38% |
PZU Украина |
210,8 |
153,6 |
37% |
Оранта |
205,9 |
185,3 |
11% |
Альфа Страхование |
192 |
262,3 |
-27% |
* данные InsuranceTOP
Однако если смены лидеров не произошло, это совершенно не означает, что у игроков рынка нет проблем. Основное давление компании сегодня испытывают со стороны растущего объема выплат. Особенно по тем договорам, срок давности которых достигает 9-10 месяцев и более. И прежде всего, по полисам страхования имущества и транспорта.
Поскольку заключались эти договора исходя из курсовых реалий на момент подписания (как мы помним, к концу 2014 года курс колебался в пределах 16-17 грн/доллар), а выплачивать компаниям приходится, основываясь на стоимости убытков здесь и сейчас. Красноречивый пример – «автогражданка», где у многих компаний убыточность буквально «зашкаливает» из-за непродуманных игр с тарифами, а также ввиду резкого роста цен на запчасти и ремонтные работы.
«Это заставляет СК активно расходовать резервы. И у тех игроков, которые не отличались взвешенной политикой резервирования, наблюдаются серьезные проблемы. А также у тех, кто размещал их в банках, в которые позже была введена временная администрация», - рассказывает директор департамента прямых продаж СК "Арсенал Страхование" Алексей Алексашин.
Плюс ко всему, все страховые компании продолжают терять клиентов. Но если крупные страховщики могут хоть частично перекрыть отток диверсификацией портфеля, то компании поменьше, которые плотно «сидели» на денежном потоке от одного-двух видов страхования, попали в очень незавидную ситуацию. Например, за январь-июнь 2015 года более чем на 26% сократились премии у «Альфа-Страхование», которая, как известно, была и остается зависимой от клиентов-заемщиков, которых генерировал родственный «Альфа-Банк Украина». У СК «Нефегазстрах» потери еще больше, «минус» 48,3% за этот же период. А все потому, что почти 100% платежей компания получает от ДМС, которые по сравнению с первым полугодием 2014 года значительно сократились.
Сила сервиса
Ведущие компании, тем не менее, время даром не теряют и всячески пытаются ублажать клиентов, стремясь если не нарастить, то хотя бы сохранить увядающий портфель. «Страховщики уже давно не конкурируют по цене полиса. Гораздо важнее – надежность компании, и ее сервис», - уверяет глава правления страховой группы «PZU Украина» Мачей Шишко.
Сохранить страхователя сегодня можно лишь при условии, что он получит больше выгод от приобретенного продукта. И желательно без изменения цены. Например, расширенный ассистанс по каско, который будет включать помощь при дорожных ситуациях, а также использование подменного автомобиля на время ремонта основного, или дополнительную компенсацию за вред жизни и здоровью, который причинен водителю и его пассажирам. По ДМС – более широкий спектр покрываемых рисков, а также качественную помощь. По туристическим полисам – расширенное покрытие расходов на визу в случае отказа в выдаче визы.
Помимо этого, страховые компании стремятся как можно сильнее сократить сроки возмещения убытков. «По каско, например, мы уже возмещаем убытки в течение трех-пяти дней. При условии, когда нет второго участника инцидента, стоимость ремонта укладывается в лимит, предусмотренный в договоре страхования в опции «выплата без документов из компетентных органов», и в договоре нет выгодоприобретателя», - приводит пример Алексей Алексашин.
Есть положительные сдвиги и в сегменте ОСГПО, невзирая на все те проблемы, которые испытывают страховщики, сделавшие ставку на этот вид страхования. Прежде всего, речь о прямом урегулировании, которое постепенно запускают компании. Добровольно, не дожидаясь, пока этот механизм станет обязательным на законодательном уровне. Кроме того, кипит работа над внедрением электронного полиса «автогражданки».
«Не секрет, что каждый десятый полис на сегодняшний день находится в статусе «испорчен» или «утерян». Это огромная проблема, которая касается всего рынка и потребителей его услуг. Поэтому бумажка, которую выдают страхователю, должна уйти в небытие», - считает первый вице-президент «AXA Страхование» Андрей Перетяжко. Причем, тестовый запуск электронного полиса не за горами, он запланирован уже на декабрь нынешнего года.
В пылу перемен
И все же о выходе из кризиса страховые компании говорят вполголоса. Ведь страхование в Украине очень сильно зависимо даже не столько от платежеспособности населения, сколько от ситуации на смежных рынках: банковском, автомобильном, недвижимости. Поэтому радикально качественный рост страховщики рассчитывают увидеть не ранее 2017-2018 годов. Когда украинская экономика перейдет в фазу уверенного восстановления. Ведь согласно ожиданиям правительства, в 2017 году ВВП Украины вырастет до 3,5%, а в 2018 году, равно как и в 2019-м, ожидается рост на уровне 3-4%.
А до этого момента у страховых компаний хватает работы. Одна из насущных задач – пролоббировать принятие новой редакции закона «О страховании», который сможет «разблокировать» повышенные требования к платежеспособности страховщиков и их финансовой дисциплине, новые стандарты надзора, а также расширит спектр предлагаемых страховых продуктов.
Изменения в законодательстве нужны и для усовершенствования урегулирования. «Теперь для получения выплаты не нужны многие справки из компетентных органов, упростились экспертные оценки ущерба, процедуры подачи заявлений и т.д. Но сейчас мы упираемся в мокрые печати, письменные заявления об убытке, личные подписи. Хотя все это давно устарело, и уже не обеспечивает фактической защиты страхователя, а лишь способствует бюрократии», - сокрушается Мачей Шишко.
Не меньше проблем доставляет мошенничество. Особенно в автостраховании, где часто выплаты производятся по повреждениям, которые были нанесены транспортному средству еще до заключения договора, или по сфабрикованным «европротоколам», которые заполняются участниками ДТП без присутствия дорожной полиции и представителей страховых компаний. Причем, бороться с такими случаями сложно, но вполне реально, при наличии сильной системы безопасности и контроля на всех этапах действия страхового договора: начиная от его заключения и до осуществления выплаты.
Но для этого нужны серьезные капиталовложения в IT, которые могут позволить себе далеко не все страховщики. Хотя за инновациями будущее. Это касается как продаж, так и урегулирования. «Диджитал - это не только онлайн-каналы, а принципиальные изменения, которые коснутся всех бизнес-процессов страховых компаний, в том числе администрирования, продуктовой линейки, ценообразования и т.д.», - считает Андрей Перетяжко.
И те компании, которые не поскупятся на инвестиции сегодня, уже завтра получат огромное преимущество благодаря своей гибкости и удобству для клиента, а также более высокой финансовой устойчивости, которая будет достигнута за счет сокращения непродуктивных издержек на ведение дела и отказа от убыточных направлений бизнеса.
«Развиваться будут только те страховые продукты, которые действительно нужны людям, а страховать будут только те риски, которые могут существенно повлиять на финансовое положение страхователя. Условные страховки «для галочки» должны исчезнуть», - уверен Мачей Шишко.
Павел Харламов, специально для Kontrakty.ua