Контракти.ua

1331  —  22.04.15
Забыть о войне: психологи рассказали, как вернуть детям детство
Забыть о войне: психологи рассказали, как вернуть детям детство

Контракты узнали, какая психологическая помощь сегодня оказывается в Украине детям, пережившим ужасы войны.

 

В свои двенадцать лет Игорь Политаев знает о войне не понаслышке. Осенью в его дом попал снаряд. Рухнула стена и мальчишку привалило обломками. Его успели довезти до областной больницы, где хирурги в течение многочасовой операции сотворили чудо и спасли жизнь Игорю. Из родных у него только бабушка – Лидия Дмитриевна. На ее плечи и легло бремя длительной реабилитации внука. Однако хоть тело ему и подлечили, душа продолжала страдать.

«Когда Игорь встал на ноги, он не отходил от меня ни на шаг, очень боялся остаться один. У него пропал сон: мог пролежать с открытыми глазами до рассвета, и только когда становилось светло – засыпал. Также он стал раздражительным и начал часто драться с другими детьми. И мы обратились к психологу из Гуманитарного штаба Рината Ахметова «Поможем», – рассказывает Лидия Дмитриевна.

С конца января с подростком стала работать психолог Штаба Ольга Малая. Еженедельные занятия по два часа Игоря понемногу приводят в норму. Сейчас он уже может спокойно общаться со сверстниками, стал четко говорить и спокойно спать по ночам. «У него улучшилась память, он хорошо пересказывает школьный материал. Ребенок восстанавливается прямо на глазах, и все благодаря работе психолога», – уверена бабушка Игоря Политаева.

Место, где не осудят

По субботам в столичной Академии ДТЭК шумно и повсюду слышен детский смех. Громкий, искренний и заразительный. Смеются и бегают по коридорам заведения малыши из зоны АТО. Сюда их приводят родители – вынужденные переселенцы - на регулярные групповые занятия с психологами Гуманитарного Штаба Рината Ахметова «Поможем». И этот смех – лучшая похвала для практикующих здесь психологов, поскольку многим из этих малышей еще совсем недавно было не до смеха. Каждый из них видел уродливое обличье войны и побывал под обстрелами. Группы сформированы по возрасту детворы: первая - 4-7 лет, вторая – 7-8 и третья – 8-15 лет.

«Если родители считают, что их ребенку нужна психологическая помощь, они звонят и подают заявку на посещение занятий», - объясняет механизм записи в группы психологической помощи психолог Гуманитарного штаба «Поможем» Елена Анпилогова. По ее словам, чаще всего родители обращаются за помощью, когда замечают существенные изменения в поведении ребенка. Они могут проявляться в двух направлениях: расторможенность и заторможенность. «Расторможенных детей еще называют генеративными. Или балованными – непослушными. Такие дети часто дерутся, дома родители не могут с ним справиться», – объясняет Анпилогова.

По словам психолога, перенесенный стресс может проявляться и в другой крайности – заторможенности ребенка. «Более послушные дети идут по пути замыкания. Для них это привычный ход. Внутри бушуют эмоции, но чтобы его не ругали, они уходят в себя. Для чего? Они так справляются с эмоциями», - рассказывает психолог. При этом дети, которые обычно замыкаются, склонны к соматическим заболеваниям. Они не выплескивают энергию, соответственно, она должна где-то оставаться. Когда дети балуются, они доставляют массу неудобств, но это лучше для самих детей – они меньше болеют. Хотя они тоже страдают, портя отношения с родителями, взрослыми и сверстниками. И задача психолога – привести состояние ребенка в норму. Чаще всего они играют с детьми. Рисуют, лепят, конструируют, собирают коллажи.

«Моя задача – поддержать ребенка в группе. Другой задачи нет. Основное – поддержка», - подчеркивает Елена Анпилогова. Если группа сильно расторможенная, психолог направляет их энергию в игру. Например, в игру с мячом, чтобы дети организовались вокруг него. Если наоборот, дети скованные, задача психолога поддержать этих детей и придумать такие игры, чтобы они могли легально проявить свои эмоции, в том числе гнев и раздражительность.

«Это место, где никого не осуждают. Здесь можно делать все, что хочешь, и никто не будет ругать. На прошлом занятии у нас была игра «Война племен». Два племени индейцев вели войну за клад. Индейцы жили давно, а значит играть в них – это безопасный канал проявления агрессии. При этом я их учу, как можно проявлять агрессию и за что не будут ругать, например, кидаться "снежками" из скомканной бумаги», – рассказывает Елена Анпилогова.

По словам психолога, адаптационный период у ребенка – это четыре групповых занятия. За это время ребенок впитывает и понимает нормы группы – что можно, а чего нельзя. Он в этой группе чувствует безопасность. Он начинает дружить с другими детьми. «Но у каждого свой механизм. Кому-то достаточно два месяца походить, а кому-то - год. Это все очень индивидуально, ведь у каждого из нас разная нервная система. У кого-то чувствительная, у кого-то – не очень», – уточняет Анпилогова.

Сегодня психолог играла с детьми в «страхи». Они их рисовали, а потом кричали на них, пугали, была бы возможность – сожгли бы. «В основном дети рисуют свои страхи в черных и красных тонах. Часто они приходят в кошмарных снах. Например, о том, как ребенка оставили бабушка и мама», – уточняет Елена Анпилогова.

Танки стреляют конфетами

Психологи Гуманитарного штаба Рината Ахметова «Поможем» за последние полгода уже видели многое. Дети, которые побывали в зоне боевых действий, замыкаются или становятся очень агрессивными, перестают говорить, нормально спать и есть, начинают заикаться или страдают энурезом. Большинство из них живут с постоянным страхом в душе и забывают о счастливом детстве, так и не насладившись этим чудесным периодом жизни. Самое главное то, что дети с травмированной войной психикой не способны вести здоровой образ жизни и нормально общаться со сверстниками и взрослыми. А значит, в дальнейшем не смогут себя реализовывать как полноценные личности. Вовремя обратившись за психологической помощью, можно помочь своему ребенку.

«Если ребенок стал свидетелем трагических событий или побывал под обстрелом – обращаться к психологу нужно всегда. Даже если внешне по ребенку не заметно, что у него травма», – уверена психолог штаба Рината Ахметова «Поможем»  Елена Мурза. По ее словам, ошибочно отказываются от помощи не только родители, но даже преподаватели школ, которым Штаб предлагает помощь. «Учителя в школах вроде неглупые люди. Но вот мы приходим в школу, в которой дети подвергались обстрелам, а они нам говорят: «Нам психолог не нужен, у нас все нормальные», – рассказывает Мурза.

А ведь психолог может во многом помочь. Во-первых, разговорить и выслушать ребенка. А услышав о его страхах – вытащить их на поверхность и безопасно трансформировать в позитив. Особенно когда речь идет о детях старше 8 лет. «С подростками мы говорим о войне. Мы не скрываем, что идут военные действия, при которых убивают людей. Они это видели и все понимают, поэтому от них нельзя этого скрывать. Наоборот, их страхи, их переживания и полученный опыт должен выслушать доброжелательный взрослый. Иногда этого хватает, чтобы у ребенка схлынула волна возбуждения, и он успокоился», - делится опытом психолог. В ее практике был случай, когда родители привели очень агрессивного мальчика 9 лет. Он постоянно кричал, бегал, толкал других детей. Но как только в группе начали говорить о войне и он рассказал присутствующим, что с ним происходило, что он видел, как он боялся, какой была реакция его мамы, кто успокаивал его и кого успокаивал он – ребенка как будто подменили. Он стал спокойным, уравновешенным и послушным. По словам Елены Мурзы, сам факт этого проговаривания снимает напряжение и страх с детской души.

«Мы давали детям задание нарисовать страшную картинку. После этого просили ее изменить и сделать ее хорошей или веселой. Дети рисовали танки, которые стреляют конфетами, взрывы, которые превращались в салюты и фейерверки. А один ребенок, который просто ужасно вел себя на нашей первой встрече, нарисовал желтым цветом пулю. Он очень долго думал, во что ее можно превратить. И, наконец, придумал – он из пули сделал синичку, которая весело поет. Теперь у него не пули свистели, а весело щебетали птицы», - рассказывает Елена Мурза. По словам психолога, на уроках арт-терапии дети не теряют связь с реальностью. Они понимают, что в жизни все не так, как нарисовано. Но умение трансформировать свой страх на картинке во что-то позитивное позволяет им расслабиться. И изменения в положительную сторону происходят буквально на глазах.

Совсем другой подход в работе с малышами до 7-8 лет. Их мир – это мама. А все остальное – второстепенно. Именно таким маленьким деткам о войне рассказывать запрещено. «Мы объясняем родителям, что их задача рассказать детям, что этот свист, взрывы, грохот – это такая игра. Понимания у ребенка, что идет настоящая война – нет. Это понимание есть у его родителей, и они переносят свою тревогу на ребенка», - объясняет Мурза.

Недавно психолог столкнулась в своей практике со следующим случаем: в больницу попала молодая мама, которая вместе со своим малышом (1 год 10 месяцев) оказалась под обстрелом. Она буквально спасла ему жизнь, упав и накрыв его своим телом, приняв все осколки на себя. После того как ее выписали из больницы и женщина попала домой, психолог поинтересовалась ее дальнейшей судьбой. «Эта мамочка мне рассказала, что ее ребенок понимает, что такое война и рассказывает, что нужно бояться и падать на землю во время обстрела. А ребенку всего 1 год и 10 месяцев. В данной ситуации моя задача была объяснить, что ребенок ничего не понимает, что он повторяет слова мамы, и если она хочет для него счастливое детство, она должна обыграть всю эту страшную ситуацию и превратить ее в игру», - делится опытом Елена Мурза.

Помогают всем

Работают психологи Штаба с детьми и дистанционно, ведь у родителей не всегда есть возможность привести своих детей на встречу с психологом. Тогда специалисты Штаба детально информируют мам и пап, как нужно работать с детьми, которые пережили психологический стресс. Подобный случай был с семьей, в которой трое детей, из восточного района Мариуполя. Она попала под обстрел, когда находилась в своем доме. На их глазах снаряд полностью разрушил дом соседей. В их доме рикошетом снесло крышу. Началась паника. Мама хватала и выталкивала детей в коридор. Все кричали -  и она, и дети. Вой снарядов и звук разрушающейся крыши создали полную ужаса обстановку. Муж был рядом и помогал, чем мог, чтобы спасти жизни жены и детей. Когда обстрел прекратился, он нашел помощь, чтобы вывезти семью в безопасное место. Когда за ними приехали знакомые на машине, маму было трудно оторвать от детей, чтобы усадить на заднее сиденье машины – она изо всех сил вцепилась в своих детишек. По дороге родители не успели прикрыть глаза своим детям, и они видели лежащих на улицах в крови погибших людей. Последствия не заставили ждать. Старшие сыновья стали агрессивными и начали постоянно драться в школе. А у младшенького трехлетнего сынишки появился энурез.

«Эта семья живет очень далеко – в поселке под Мариуполем. Каждый раз везти ко мне детей у них нет возможности. Поэтому я консультирую маму, как нужно работать с детьми. Во-первых, мы с ними выучили релаксирующую гимнастику, которую они выполняют ежедневно. Во-вторых, мама детям на ночь поет песни, вплетая в них такие слова как "спокойный", "голубой", "нежный". Это успокаивает детей», - рассказывает психолог штаба Рината Ахметова «Поможем» Елена Мурза. Уже через неделю работы с психологом мама этого семейства по телефону рассказала, что ситуация у нее дома изменилась к лучшему. А самое главное - женщина и ее муж договорились о том, как будут себя вести при детях, если опять придет опасность. Все чувствуют себя спокойнее, особенно младшенький. На далекие звуки выстрелов их трехлетний сынишка выдает уже не страх, а удивление. Кроме того, родители обговорили наиболее вероятные варианты поведения при разных степенях возможной опасности, и это снизило их личные тревожные ожидания. Жизнь налаживается.

Автор: Ольга Вилик

Статьи по теме
УІНП оприлюднив новий ролик, що розвінчує тезу «Ніхто не забутий, ніщо не забуте»
УІНП оприлюднив новий ролик, що розвінчує тезу «Ніхто не забутий, ніщо не забуте»

Український інститут національної пам’яті випустив новий ролик із циклу «Війна і міф», що розвінчує тезу «Ніхто не забутий, ніщо не забуте».
09.05 — 1033

Час перейти до тотального опору, - Резніков закликав українців допомагати військовим
Час перейти до тотального опору, - Резніков закликав українців допомагати військовим

Міністр оборони України Олексій Резніков звернувся до українців і закликав їх допомагати військовим і чинити тотальний опір окупантам.
03.03 — 1645

"Зупиніть війну". Головний рабин України звернувся до росіян та євреїв РФ

Головний рабин України Моше Реувен Асман записав звернення через війну Росії проти України. Він закликає росіян та євреїв у Російській Федерації зробити все, щоб зупинити війну.
02.03 — 1455