Для Украины прекратить выплаты отнюдь не означает признать независимость придуманных российскими чекистами “народных республик”. Прекращение выплат – это признание оккупации части территории Украины российскими войсками и их наемниками.
Решение украинского руководства о прекращении выплат на оккупированных территориях неоднозначно воспринято не только руководством России и ее марионетками на Донбассе, но и вполне лояльными к Киеву политиками и общественными деятелями. Если попытаться вкратце суммировать эту реакцию, то можно найти ее, как ни странно, в заявлении президента России Владимира Путина, напомнившего, что его страна даже в самых непростых периодах взаимоотношений с Чечней продолжала платить непокорной республике. А Украина, мол, сама отрезает себя от Донбасса…
Но в этих ситуациях есть очень большие различия. И первое из них – это то, что Чечня не была оккупированной территорией. Руководство этой республики объявило о своей независимости от Российской Федерации без какого-либо очевидного внешнего воздействия, на территории Чечни не было чужих войск, зато была конкуренция двух правительств – ичкерийского и промосковского, утвердившегося только после уничтожения российской авиацией Грозного и репрессиями против огромного количества сторонников независимости. В этой ситуации заявить о прекращении выплат для Москвы означало согласиться с независимостью Чеченской Республики Ичкерия. К тому же Путин признает, что выплаты “разворовывались” – что на самом деле означает, что деньги для республики оказались частью очередной коррупционной схемы и обогащали верхушки обеих воюющих сторон.
Для Украины прекратить выплаты отнюдь не означает признать независимость придуманных российскими чекистами “народных республик”. Прекращение выплат – это признание оккупации части территории Украины российскими войсками и их наемниками. И на самом деле то, что выплаты до сих пор продолжались – при полном отсутствии украинской власти и инфраструктуры на оккупированных территориях – было игнорированием этой оккупации.
Украина – не первая страна, которая вынуждена жить рядом с оккупированной территорией. Молдавское Приднестровье, отделенное Москвой от основной территории республики в начале 90-х, не только согласилось с прекращением выплат, но и ввело собственную валюту, создало свою финансовую систему, выплачивает пенсии и зарплаты бюджетникам – между прочим, выше, чем в самой Молдове. Но происходит все это за счет дотаций из бюджета Российской Федерации – причем Россия не только напрямую субсидирует оккупированную территорию, но и не берет у нее плату за поставляемый в Молдову газ.
В случае с Донбассом Россия хотела, чтобы все было иначе – хотя бы потому, что количество людей, оказавшихся в оккупированной зоне, в разы превышает количество населения того же Приднестровья и других субсидируемых Москвой чужих территорий. Схема была проста: оккупацию должен субсидировать оккупированный, а российские марионетки продолжат называть себя “властью” и требовать “услышать Донбасс”. То, что произошло, как раз и означает: Донбасс услышан. В Киеве уже нет сомнений, что территория части Донецкой и Луганской областей оккупирована. А за оккупированную территорию отвечает оккупант.
Тем, кто считает, что в ответ ДНР и ЛНР начнут войну против Украины, следует напомнить, что никаких ДНР и ЛНР нет и в помине. Войну против Украины может начать только съехавшее с катушек руководство России. Но при этом Путин будет великолепно понимать – то, что он оккупирует, он должен будет кормить. А денег на это в бюджете Российской Федерации нет. И теперь уже не будет.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Тем, кто считает, что решение украинского правительства обрекает регион на гуманитарную катастрофу, можно ответить просто и ясно: у руководства страны-оккупанта есть все возможности, чтобы эту катастрофу предотвратить. Для этого нужно всего лишь вывести свои войска с территории Донбасса. Если же Россия действительно озабочена будущим его населения, перед выводом своих войск она может поставить им боевую задачу – “зачистить” регион от террористов, чтобы не превращать Донбасс в зону боевых действий после восстановления там конституционного порядка. Благо, опыт чеченских “зачисток” у российских спецслужб имеется, а список потенциальных кандидатов можно найти в любой газете с фамилиями “парламентариев” ДНР и ЛНР. Но если не хочется зачищать, можно просто вывезти с семьями – как Стрелкова или Бородая. И пусть себе строят “русский мир” на Маросейке, в Орле или Надыме – Россия большая, места хватит всем.
Тогда вопрос выплат на Донбассе решится сам собой. Без войны, без гуманитарной катастрофы, без “русского мира”. Для этого нужна лишь политическая воля руководства Российской Федерации – и ничего более.