От того, как Российская Федерация отнесется к необходимости сводить концы с концами после фактического провала государственного бюджета даже на текущий год – о последующем я уже и не упоминаю – будет зависеть не только выживание российской экономики, но и выживание российской государственности.
Эксперты, впрочем, скажут, что Россия переживала и не такие экономические кризисы – и всегда преодолевала их последствия. Это очевидно – как очевидно и то, что это первый кризис, который Россия переживает в состоянии практически полной международной изоляции и отсутствии интереса развитого мира к выживанию ее экономики. Еще одно важное обстоятельство, которого не было ранее – в руководстве страны произошел искусственный отбор, приведший к вымыванию профессионалов и людей с собственной позицией. Даже если где-нибудь в экономическом или финансовом ведомстве найдется человек, понимающий всю глубину падения и тяжесть его последствий, он никогда не станет рассказывать об этом руководству, чтобы не нарушить покой переместившегося в горние выси фантазий о собственном могуществе Владимира Путина.
Источники российских СМИ в Министерстве финансов соседней страны сообщили, что секвестр бюджета невозможен – и в самом худшем случае (а самый худший случай это нефть по 80 долларов) будут тратиться деньги из Фонда национального благосостояния. При этом – опять-таки по экспертным оценкам – средств хватит на год-два. Этот разнобой настораживает: так на год или все-таки на два? Ведь на самом деле точное понимание времени, после которого начнется сокращение бюджетных статей и Россия вернется в «лихие 90-е», совершенно необходимо и политикам, и экономистам, и населению.
Но подсчитать совершенно невозможно по целому ряду причин. Первая из них – никто не знает, что еще взбредет в голову неугомонному Владимиру Путину. Да, сегодня он остановился в шаге от войны с Украиной. Но завтра ему опять что-то не понравится и он начнет военные действия – а это деньги. К тому же почему воевать можно только с Украиной? Ситуация последних месяцев показала, что бывший подполковник ФСБ относится к армии как к скоплению оловянных солдатиков, которых можно двигать куда угодно, где есть необходимость в доказательстве величия Путина и правильности нелепых идеологемм, которыми он подтверждает свое право на Кремль.
Никто не знает, сколько ресурсов «высосет» из российского бюджета оккупированный Крым. Уже сейчас ясно, что полуостров близок к самой настоящей инфраструктурной катастрофе и для выживания России от него нужно в авральном порядке избавляться. Однако кто ж скажет горькую правду и самим крымчанам, и миллионам оболванненных шовинистов, радостно орущих «Крымнаш» при каждом удобном случае. Возможно, в Кремле предпочтут устроить в Крыму показательно катастрофическую зиму, чтобы потом был понятен подлинный смысл уступок, на которые пойдет Россия – все ради спасения дорогих соотечественников, а как же. Но даже показательная зима потребует дополнительных миллиардов долларов вложений.
Никто не знает, как будет восстанавливаться и снабжаться оккупированный Донбасс – если Путин захочет сохранить свое влияние на той полоске земли, где засели верные ему бандиты и даже заменить их более вменяемыми политиками из числа местных предателей, это все равно потребует денег – а речь идет о разрушенной войной инфраструктуре и миллионах людей.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
И самое важное – это ж Россия! Все это будет разворовываться, разворовываться, разворовываться! В коррумпированной стране для того, чтобы по назначению дошел миллиард долларов – нужно выделить три. А где их взять?
Прибавим ко всему этому отток капитала, совершенно неизбежный в условиях ожидания краха. И поймем, что в таких условиях никто не может сказать, сколько осталось. Разумное правительство должно было бы беречь резервный фонд как зеницу ока – но если секвестра бюджета действительно не будет, если российские власти с грацией алкоголика, прикладывающегося к опустевшей бутылке, будут стараться сохранить у населения иллюзию продолжающегося благоденствия – вместо того, чтобы приступить к модернизации страны и объяснить ее жителям необходимость затянуть пояса и забыть о «жирных годах» до окончания реформ – значит, самоубийство российской экономики запрограммировано, одобрено и неизбежно.