Украинская экономика еще на полтора года зависла между двух стульев. После того, как было принято решение отложить почти на полтора года имплементацию экономической части соглашения об ассоциации с Европейским союзом, в Брюсселе сообщили о продлении до 1 января 2016 года временного порядка начисления пошлин на украинские товары, а в России пообещали не вводить пошлины.
То есть Украина оказалась в уникальной ситуации, которую власть считает подарком со стороны Европейского Союза – хотя неясно, почему этот “подарок” в Брюсселе решили сделать только под интенсивным российским давлением. И каким образом особый режим существования украинской экономики сочетается с санкциями, которые и Евросоюз, и Киев вводят против России – тоже пока что никто толком не объяснил. Ведь если мы на самом деле хотим избежать экономических потерь, то от санкций они намного больше.
Но дело не только в потерях. Дело в нормах. Премьер-министр Арсений Яценюк уже после обнародования сенсационного решения переговорщиков в Брюсселе пообещал начать вводить европейские нормы, не дожидаясь вступления соглашения в силу. Но дело не только в имплементации норм. Дело еще и в элементарной потребности меняться, которую бизнес ощущает только в условиях конкуренции.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Если бы в Украину пришли европейские товары без пошлин, это действительно создало бы проблемы для украинского производителя. И действительно заставило бы его задуматься о собственном будущем. Но переходный период в очередной раз доказал украинским бизнесменам о том, что беспокоиться не о чем. Украинские товары – пусть и не такие качественные, как европейские, но зато более дешевые – будут и далее поставляться на рынок ЕС. А европейцам придется жить в собственном ценовом сегменте – в отличие, кстати, от россиян. Потому что существующий режим взимания пошлин создает преференции не только для украинских, но и для постсоветских производителей, среди которых Россия, разумеется, играет ведущую роль.
В этом и состоит парадокс нынешней ситуации с европейским “подарком” – да, нам предоставляют преференции. Но одновременно оставляют нашу экономику один на один с российской – как с главным конкурентом. А у российской экономики - и это не секрет – свои правила и “понятия”. В Москве могут пообещать не вводить пошлины на украинские товары – и через месяц ввести. Говорить о важности связей с Украиной – и запрещать отдельные виды продукции. Все это существовало и до начала Майдана и военных действий – и уж тем более существует и будет существовать сейчас.
Но важны не только ограничения. Для того, чтобы конкурировать с российской экономикой, принаравливаться нужно именно к ней, а не к экономике Евросоюза. И в этом еще один скрытый смысл “перерыва” в ассоциации.