Россию вряд ли можно назвать обычной классической империей. В отличие от типичных колониальных империй, завоевывавших и осваивавших заморские владения, Россия развивалась, расширяя прилегающие пространства.
При этом само освоение этих пространств проходило по парадигме климатических приоритетов: колониальный народ готов был годами воевать за украинские степи и горы Кавказа, но отнюдь не спешил в Сибирь и в особенности на Дальний Восток, где даже сейчас на территории более чем в 6 215 900 кв км проживает всего 6 миллионов человек – в разы меньше не то что в центральной России, а в одной Москве. Это – приграничная и асимметричная империя, которая с трудом справляется сама с собой.
Понятно, что распад этой империи не может быть таким же простым и понятным, как угасание заморских владычиц. Разложение Российской империи затянулось на столетие – и рискует продлиться еще несколько десятилетий.
В этом разложении не очень сложно выделить несколько основных этапов. Первый из них фактически начался в 1914 году, с Первой мировой войной, его кульминацией стали революционные события 1917 года и последующая схватка «белых» и «красных» империалистов. «Красные» одержали победу не только потому, что выдвигали лозунги, привлекательные для рабочих и крестьян России, но и потому, что понимали необходимость компромисса со стремившимися к самоопределению национальными окраинами. Новая империя – Советский Союз – появилась уже как союз номинально независимых государств, однако настоящей властью в этой модернизированной империи был коммунистический партийный аппарат, номенклатура. И угроза ее будущего была заложена в самой зависимости от идеологии, которой удалось сплотить распавшуюся территорию.
Смерть этой идеологии и КПСС в 1991 году означала и новую смерть империи. Начался второй этап ее разложения – руководство России, отказавшись от псевдонима «Советский Союз», создало с бывшими советскими республиками Содружество независимых государств. Для нас в Украине СНГ стало инструментом цивилизованного развода, для Кремля – надеждой на воссоздание империи в новом виде. Москва приложила немало усилий для того, чтобы превратить новые независимые государства в настоящие сателлиты России, затянуть их в собственные интеграционные проекты, которые предполагалось преобразовать в новую империю. Однако процессы государственного строительства и формирования политических наций в республиках бывшего СССР шли своим чередом. Первые признаки неудачи нового имперского проекта появились еще в 2008 году, когда Россия избрала военный путь «принуждения к миру» непокорной Грузии и эта страна покинула СНГ после формализованной оккупации российскими войсками части ее территории.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Однако очевидной российская неудача стала в 2014 году, после победы Майдана, аннексии Крыма и начала войны в Донбассе, что привело к резкому и окончательному размежеванию России с главным фигурантом любого ее имперского и псевдоимперского проекта – Украиной. Начался третий этап разложения Российской империи, который должен привести к окончательному и неформальному обретению независимости большей частью бывших советских республик и избавлению российского общества от иллюзий относительно возможного воскрешения СССР. Однако в борьбе за эту иллюзию Россия окончательно рассорится с соседями, цивилизованным миром и подорвет свои экономические возможности, что сделает ее, как государство, непривлекательной моделью для нерусских республик России и регионов Сибири и Дальнего Востока. Недовольными окажутся как немногочисленные регионы-доноры, так и рентополучатели. Начнется четвертый этап разложения Российской империи.
На этом этапе на ее территории появится несколько государств как национального, так и квази-имперского типа, которые после непродолжительных вооруженных конфликтов между собой и разрушения части оставшегося экономического потенциала придут к решению о создании нового Российского содружества, напоминающего уже существующее Британское содружество наций. Однако Русская народная республика со столицей в Москве сохранит в этом содружестве доминирующее положение и будет пытаться преобразовать его в новое федеративное государство. Вместе с тем, как у самой этой республики, так и у мирового сообщества будут оставаться серьезные опасения относительно судьбы ядерного потенциала бывшей Российской Федерации. Международная конференция по безъядерному построссийскому пространству приведет к согласию стран Российского содружества, США, Китая и Евросоюза о создании безъядерной зоны на территории стран Содружества.
Осуществление этого проекта создаст условия для пятого этапа разложения империи. Государства Российского содружества будут одно за другим покидать объединение. Попытка РНР помешать этому с помощью провоцирования внутреннего конфликта в набирающих силу Татарстане и Якутии приведет к ее военному поражению и временной изоляции. К власти в РНР после периода хаоса и безвременья придут демократы, и уже вскоре на повестке дня встанет вопрос о вступлении республики в Евросоюз и НАТО – что будет с изумлением воспринято руководством Дальневосточной республики, ориентированной на глубокие отношения с Китаем и Японией, но неожиданно будет поддержано Демократической Республикой Сибири.
На этом история Российской империи окончательно подойдет к концу, а ее историческим преемником многие жители построссийского пространства будут воспринимать соседнюю Украину. Примерно в это же время осуществится голубая мечта напрочь позабытого потомками второго президента напрочь позабытой Российской Федерации Владимира Путина: договор об общем отечестве, ассоциации и союзе с Республикой Кубань и Южнороссийской Республикой со столицей в Ростове превратит Украину в федеративное государство.
Но это уже совсем другая история.