Беседуя с западными журналистами, российский президент Владимир Путин заявил, что не верит в саму возможность понижения энергетических цен. Глава правления «Газпрома» Алексей Миллер подчеркнул в своем выступлении на Петербургском экономическом форуме, что если ХХ век был веком нефти, то новый век станет газовым.
Какое все это имеет отношение к экономике, я даже не спрашиваю. Потому что думаю, что никакого. Для российского руководства экономика – это символ веры в то, что высокие энергетические цены будут всегда и именно поэтому можно ничего особо не предпринимать. А просто потреблять энергоресурсы и в ус не дуть.
Главная задача украинских экономических реформ – отказаться от веры как основы развития. Ведь очень долгое время мы верили, что для нас цены на энергоносители будут всегда дешевы – раз уж Леонид Данилович договорился с Виктором Степановичем, то так тому и быть! А потом оказалось, что отнюдь не все так просто и что цены могут быть намного выше, чем казалось и что вся наша промышленность, основанная на дешевых ценах за сырье, буквально гроша ломаного не стоит.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Долгое время мы верили, что наш металл будет стоить дорого и что у нас нет конкурентов. Но и это оказалось очередной иллюзией. Металл – как и газ, как и нефть – имеет свойство дорожать и дешеветь. В современном мире выживает только тот, кто владеет инструментарием экономики идей и реального производства. Кто умеет поощрять инициативу и изобретательность собственных граждан и кто знает, что вечным бывает только Солнце. Конечно, и это не оберегает от экономических кризисов и провалов – потому что кризисы в экономике вещь совершенно естественная и очень трудно избежать правительства, совершающего ошибки. Но эти ошибки не должны приводить к катастрофе – как в России или у нас. Потому что запас выживаемости экономики, основанной на инициативе, а не на надежде на государство и на сырье, всегда велик.
Казалось бы, у нас перед глазами печальный опыт Советского Союза. Не знаю уж, что там думали его лидеры относительно падения нефтяных цен, но факт остается фактом: командно-административная экономика буквально рухнула, не выдержав испытания реальностью. И именно поэтому от нее отказались – но так и не построили настоящей новой экономики, предпочтя разбойничью приватизацию реальному прорыву. И тоже думали, что просуществуем вечно – пока то, что казалось нам прочным государством, просто рухнуло к нашим ногам во время последнего Майдана.
Если мы не сделаем никаких выводов и из этого последнего кризиса – очевидно, не только политического, но и экономического, если не проведем необходимых реформ, пытаясь еще хоть немножечко пожить по-советски, нас ожидает еще более серьезное падение в пропасть. А время сейчас – не падать, а взлетать: только это поможет выжить в мире, становящемся все более жестким и непримиримым к тем, кто живет иллюзиями и символами, а не беспощадной экономической реальностью.