Один из главных российских «ястребов» вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий по совместительству за дестабилизацию ситуации в самопровозглашенном Приднестровье, назвал стремление Молдовы присоединиться к ЕС «попыткой записаться в чужую шайку» и пригрозил Кишиневу новыми экономическими и политическими карами в случае, если такое движение в сторону Европы продолжится.
Еще совсем недавно российское руководство удерживало соседей по бывшему Советскому Союзу от вступления в НАТО, утверждая, что это противоречит интересам Москвы и является недружественным шагом – а вот Евросоюз не вызывал никаких возражений. Более того, вступление в ЕС приводилось как раз в качестве альтернативы НАТО – вот, мол, если вы хотите дружить с Западом, то почему в военном аспекте? И многие, как говорится, верили в эту пропагандистскую лабуду – именно поэтому сторонников интеграции в НАТО в той же Молдове или в Украине было всегда гораздо меньше, чем сторонников интеграции в Евросоюз. И одной из главных мотиваций, возможно, даже бессознательных, было то, что НАТО – это против России. А Евросоюз – такой же важный экономический и политический партнер Москвы, как и Киева или Кишинева.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Но теперь маски сброшены окончательно. Евросоюз – это «чужая шайка». И логика в этом высказывании Рогозина есть. Если страна становится членом ЕС, у Москвы ограничиваются возможности подрыва ее государственности. А именно подрыв государственности бывших советских республик с последующим их включением в интеграционные симулякры под российским руководством – главная на сегодняшний день цель администрации Владимира Путина. Российский президент и его соратники не потому не хотят включения Молдовы или Украины в «чужую шайку», что считают Таможеный союз выгоднее для соседей. Их задача – чтобы никакой Молдовы с Украиной не было вовсе. А для этого все средства хороши – сепаратисты в Приднестровье или на Донбассе, оккупация Крыма, торможение процессов взаимопонимания между легитимными властями и теми, кто находится на московском содержании – именно этим занимаются Рогозин и компания в Тирасполе. Словом, в Кремле есть четкое понимание того, что если «жертва» окажется на Западе, если у стран ЕС появятся по отношению к ней экономические и политические обязательства – о военных в случае вступления в НАТО я уж и не говорю – то совершить преступление будет намного сложнее. И как любой опытный маньяк, руководство России предпринимает любые усилия для того, чтобы жертва осталась с ним. Мы хорошо помним, сколько таких усилий было предпринято в последний период президентства Виктора Януковича – только чтобы украинский президент ни в коем случае не присоединялся к «чужой шайке» и не подписывал соглашения об ассоциации. Собственно, именно эти российские усилия и оказания давления на Киев стали одной из причин Майдана.
Теперь практически то же самое происходит с Кишиневом – хотя после российской агрессии в Крыму и продолжающихся дестаблилизационных действий на Донбассе убедить кого-либо в возможности прислушаться к российской точке зрения трудно.
Но Рогозин старается. В крайнем случае в следующий раз он полетит в Кишинев на бомбардировщике.