Присоединение Крыма к России стало для всех большой неожиданностью. В конце концов, Россию долгое время считали «нормальной» страной с развивающейся экономикой. Да, в ней установился недемократический режим — но этот режим все же как-то пытался наверстать отставание от западного мира.
Однако то, что произошло в Крыму, никак нельзя назвать «нормальным». Последним государством в новейшей истории, аннексировавшим территорию соседа, был Ирак, захвативший Кувейт в 1990 г. Россия — это, конечно же, не Ирак Саддама Хуссейна. Но она тоже сильно отличается от других стран одним обстоятельством — это страна с высоким уровнем дохода, которая в то же время крайне коррумпирована. По данным Всемирного банка (Worldwide Governance Indicators), Россия находится в 20% наиболее коррумпированных стран мира — наравне с беднейшими странами мира.
Многие годы коррупция воспринималась как внутренняя проблема, которую Россия должна решать самостоятельно. Кроме того, западные лидеры не возражали против российской коррупции и по более эгоистическим причинам. Когда деньги, присвоенные коррумпированными чиновниками, испарялись из России и оседали на счетах в швейцарских банках или же тратились на покупку пентхаусов в Челси, западные правительства успокаивали себя тем, что могущественные люди в Москве кровно заинтересованы в сохранении мирных отношений с Западом. Было принято считать, что коррупция делает российскую элиту в значительной степени подотчетной Западу.
Это было ошибкой — причем очень серьезной, потому что именно российская коррупция оказалась ключевой причиной крымского кризиса. Коррупция разорила российскую экономику. А когда экономический рост заканчивается, авторитарные режимы нередко прибегают к территориальной экспансии как к инструменту поддержания популярности и сохранения власти.
В России общественный договор 2000-х основывался на экономическом росте, который до кризиса составлял 7% в год. Граждане были довольны правительством, которое обеспечивало им значительные материальные выгоды, пусть и урезая одновременно демократические свободы. Предполагалось, что такое положение продлится неограниченно долгое время. Когда Владимир Путин в 2012 г. снова стал президентом, он пообещал увеличить бюджетные расходы — эти обещания основывались на ожиданиях роста экономики от 5% до 6% в год.
Но в нынешних условиях этот общественный договор невыполним. В прошлом году рост экономики замедлился до 1,3%. Прогнозы независимых экспертов, в частности специалистов Всемирного банка, и вовсе предсказывают отрицательный рост в двух первых кварталах 2014 г.
Почему же рост закончился? Поскольку прежние источники роста — дешевизна рабочей силы, растущие цены на товары широкого потребления, расширение рынка потребительских кредитов — были истощены, дальнейший рост требовал бы стимулов к инвестициям. А это, в свою очередь, требовало бы защиты прав собственности и гарантии соблюдения контрактов — но именно эти институты разрушены коррупцией в исполнительной власти и судебной системе. Даже до Крыма инвесторы уже активно голосовали ногами. Инвестиции падали. Российские акции торговались с 50%-ным дисконтом к бумагам других развивающихся рынков.
Доведя экономику до рецессии, российская элита вынуждена была искать новые способы удержания власти. Для авторитарного режима это всегда трудная задача, требующая денег, репрессий и пропаганды.
Рецессия означает, что российские власти не могут больше покупать лояльность общества за деньги. Восполнить недостаток лояльности могут только репрессии и пропаганда. В этих обстоятельствах ничего не может быть полезнее, чем маленькое победоносное военное приключение. Осязаемые победы — не важно, насколько небольшими они являются, и не важно, какой ценой они достаются, — всегда увеличивают популярность лидера. Неудивительно, что уровень поддержки Владимира Путина сейчас вырос до 80%.
Российскую коррупцию больше нельзя считать обстоятельством, позволяющим держать под контролем российские элиты. Следствием российской коррупции стала агрессивная внешняя политика, на которую западные лидеры никак не могут найти сегодня адекватный ответ. Российская коррупция действительно превратилась в угрозу международной безопасности.
Антикоррупционные расследования никогда не были приоритетом российских властей. Независимые активисты ведут с коррупцией неравный бой. Правительства других стран могут и должны способствовать обнаружению и замораживанию активов коррумпированных чиновников. Это приведет к ослаблению поддержки Путина в среде российского правящего класса — а также к ослаблению поддержки элит в обществе. И то, и другое, несомненно, способствует рождению новой, демократической — а значит, и мирной — России. (FT, 3.04.2014)
Источник: Сергей Гуриев, профессор экономики парижского Института политических исследований (Sciences Po); бывший ректор Российской экономической школы/Ведомости.ru