Контракти.ua

Автор: Ольга Вилик —  3146  —  27.02.14
Мобильные деньги: у телеком-операторов есть реальный шанс изменить расстановку сил на рынке электронных платежей
Мобильные деньги: у телеком-операторов есть реальный шанс изменить расстановку сил на рынке электронных платежей

Бум онлайн-платежей, наконец, докатился и до Украины. Телекоммуникации выходят за пределы связи как таковой. Мобильный телефон все чаще выполняет несвойственные ему изначально функции: служит навигатором, точкой доступа в интернет, отслеживает состояние здоровья и даже заменяет собой кошелек.

«Рынок мобильной коммерции – очень интересное и новое направление для телеком-операторов. «Киевстар» одним из первых вышел на этот рынок с рядом интересных продуктов — «Мобильные деньги» и NFC-платежи. Мы считаем, что за этими продуктами — будущее, поскольку это удобно для клиентов», — рассказывает Контрактам менеджер мобильной коммерции «Киевстар» Леся Запорожец. По ее словам, «Мобильные деньги» сегодня позволяют абонентам оплачивать с мобильного телефона различные услуги и товары онлайн, используя средства абонентского счета. Услуга предоставляется совместно с компанией «Контрактовый Дом», которая обеспечивает финансовую сторону процесса, а «Киевстар» – техническую. Мобильный оператор обеспечивает через свои каналы мобильной связи доступ абонентов к расчетам с финансовым партнером. «Рост популярности мобильных платежей очевиден. За полгода с момента его запуска количество пользователей сервиса превысило 50 тыс., число ежемесячных транзакций более 40 тыс., и их количество постоянно увеличивается. Ассортимент продуктов и сервисов, за которые можно рассчитаться с помощью «Мобильных денег» — более 650 наименований», — говорит Леся Запорожец.

Подобные сервисы удобны клиентам, у которых возникает потребность осуществить безналичную оплату, а банковской карты под рукой нет. Также к такому виду платежа прибегают те, кто не хочет расходовать средства с банковской карты либо не помнит ее реквизиты. А вот свой номер мобильного телефона помнит каждый и может в любую минуту осуществить удобный, простой и быстрый перевод. Есть клиенты мобильных операторов, которые опасаются «светить» номер своей банковской карты в интернете. Есть также украинцы, которые вообще принципиально не хотят пользоваться банковскими картами. Это тоже аудитория мобильных операторов.

«Безусловно, продукт очень интересен, ведь может значительно упростить и ускорить такую ежедневную рутину, как оплату проезда в транспорте или покупку кофе. Согласитесь, неудобно и небезопасно доставать банковскую карту, например, каждый раз садясь в трамвай», — считает эксперт по электронным платежам «МТС Украина» Дмитрий Коваль.

Побороться с банками

Главные козыри мобильных операторов в конкурентной борьбе с банками за клиентов — большой географический охват и огромная клиентская база. По данным консалтинговой компании Advanced Communications & Media (AC&M), количество пользователей МТС составляет почти 20,8 млн человек, абонентская база оператора «Киевстар» — более 27,5 млн sim-карт, у оператора life:) — 8,22 млн пользователей. Банкиры не могут похвастаться такими показателями. Поэтому отвечая на вопрос, могут ли мобильные операторы изменить расстановку сил на рынке электронных платежей, ответ однозначный: «Да, могут».

«У нас гораздо больше возможностей достучаться до той аудитории, которая по каким-то причинам не пользовалась электронными платежами ранее. К тому же операторы могут отобрать у текущих лидеров этого рынка долю специфических платежей, таких как онлайн-игры, различный контент», — рассказывает Контрактам Дмитрий Коваль. По его оценкам, за счет операторов мобильной связи и их платежных услуг рынок может вырасти в 2-2,5 раза за ближайшие 2-3 года. «Мы сейчас вместе с партнерами разрабатываем собственный вариант подобного сервиса. Планируем его запустить уже в ближайшее время», — уточняет Коваль.

Однако конкуренция на банковском рынке серьезная, и надеяться, что банкиры встретят на нем мобильных операторов с распростертыми объятьями, не приходится. Этот факт привносит долю пессимизма в оценку перспектив быстрого изменения расстановки сил на рынке электронных платежей. «Банковский, финансовый сектор — индустрия консервативная и ранее не предполагала вхождения в этот бизнес телеком-операторов», — констатирует Леся Запорожец.

Сложный союз

При этом эксперт не отрицает, что рано или поздно мировые тренды телеком-рынка придут и в Украину. Безусловно, в выигрыше останутся те, кто сможет выстроить эффективное сотрудничество. «Те компании телеком-связи и банковского сектора, которые будут образовывать бизнес-связки для их продвижения, смогут получать преимущества от таких инноваций», — подчеркивает Запорожец.

Однако пока операторам сложно оценить эффективность союза с банками. «Дело в том, что для проведения финансовых операций банки требуют обязательную идентификацию клиента, а наши, операторские, методы авторизации для них не подходят. Около 90% абонентов мобильных операторов — это анонимы», — объясняет Дмитрий Коваль.

Кроме того, у банков и операторов фактически разные интересы: тогда как операторам больше интересна сфера микроплатежей, банки в ней заинтересованы меньше. Так что шансы трансформации такого сотрудничества в жесткую конкуренцию достаточно велики. «Конкуренция будет и будет очень серьезной. У мобильного оператора есть хороший козырь — значительно превосходящая по количеству база потенциальных клиентов. Поэтому теоретически по правилу опта оператор может оказывать услуги платежей за меньший процент комиссионных, нежели это сейчас делают системы электронных платежей», — резюмирует Коваль.

Статьи по теме
Мобильным операторам запретят списывать деньги за услуги без подтверждения
Мобильным операторам запретят списывать деньги за услуги без подтверждения

Национальная комиссия по вопросам регулирования связи приняла за основу проект изменений в Правила предоставления телеком-услуг.
18.09.19 — 1314

Киевстар с 21 февраля закроет шесть интернет-пакетов
Киевстар с 21 февраля закроет шесть интернет-пакетов

С 21 февраля мобильный оператор "Киевстар" начинает смену условий некоторых тарифных планов для абонентов предоплатной формы обслуживания. Также прекращают действие шесть интернет-пакетов.
14.02.19 — 5602

Vodafone повышает тарифы на 25%
Vodafone повышает тарифы на 25%

C 15 февраля подорожают пакеты Vodafone Unlim 3G Plus і Vodafone Unlim 3G.
30.01.19 — 1706