Три украинских портала по недвижимости - Aviso, FN.ua и Address.ua объединились и создали Черный список недобросовестных риелторов и компаний, учредив его лидеру звание «Черной утки на рынке недвижимости». В него попали те, кто размещает на ресурсах неправдивые или фейковые объявления. Чаще всего - это недобросовестные посредники, которые хотят привлечь звонки от потенциальных клиентов, или, так называемые, информационные агентства-«распечатники», предлагающие клиентам купить якобы уникальную базу объявлений. Сейчас в списке - тысячи различного вида контактов: телефоны, e-mail, IP-адреса.
«Благодаря Черному списку, правильно построенной системе фильтрации и модерации, а также анализу жалоб пользователей нами блокируется порядка 90% ежедневно поступающих объявлений, а модераторы наших сайтов удаляют тысячи не правдивых объявлений в месяц. Это - трудоемкий процесс. Но его результат – более достоверная база, при работе с которой пользователи тратят меньше времени на поиск недвижимости, а главное – у них гораздо меньше шансов быть обманутыми», - рассказал Максим Школьник, CEO Address.ua.
Лидером первого Черного списка стало «Агентство недвижимости» на Лукьяновке (расположено в здании метрополитена, 5-й этаж), отличившееся наибольшим количеством телефонов, прозванивая которые клиент в итоге выходит на одну и ту же компанию. В ходе журналистского расследования было обнаружено, что агентство продает распечатки объявлений, которые по факту оказываются липовыми или устаревшими. Занимаясь, по сути, надувательством, «Агентство недвижимости» на Лукьяновке стало не только лидером Черного списка, но и получило от учредителей звания самую что ни на есть настоящую утку – резиновое надувное судно медицинского назначения, выкрашенное, как и положено званию, в черный цвет.
В тройку лидеров списка вошли: столичное агентство недвижимости на проспекте Победы, 84-а и ArendaSegodnya по ул. Братская, 8, офис 307, которые, как оказалось, работают по той же «лукьяновской схеме», используют идентичные договора, разыгрывают одинаковый спектакль перед клиентами, при этом изначально завлекают именно низкой ценой в объявлении.
По словами Станислава Дмитренко, директора онлайн-проектов медиа-группы AVISO, «бороться с такими недобросовестными агентствами крайне сложно, они как вирус: меняют телефоны, адреса, сегодня – на Лукьяновке, завтра – на Оболони. Нам важнее донести до наших пользователей информацию, что никаких уникальных баз объявлений на рынке недвижимости нет, а, тем более, их не надо покупать за деньги, это чистой воды – миф, ведь все реальные объекты размещаются в интернете на профессиональных ресурсах».
В то же время, по мнению экспертов, доля «мусорных» объявлений на обычных сайтах или досках объявлений в Украине достигает до 70%. Это происходит преимущественно по причинам технической отсталости ресурсов, отсутствия автоматизированных фильтров, служб модерации, редакционной политики борьбы за количество объявлений, а не за их качество. В таком случае самостоятельно выявить не достоверное объявление пользователю сложно, и если уж такое попалось, то эксперты предлагают жаловаться.
Виктория Теслицкая директор департамента недвижимости медиа-группы AVISO рассказала, что «только от пользователей портал ежедневно получает около 100 жалоб в день. Зачастую, именно риелторы жалуются на своих недобросовестных коллег и просят нас принять меры. Мы блокируем такого рода объявления, вносим их в Черный список, а наших пользователей настоятельно просим не прибегать к услугам так называемых информационных агентств, которые продают распечатки или базы данных и не покупаться на слишком низкую цену, указанную в объявлении».
Порталы - инициаторы Черного списка сообщили, что к ним уже начали обращаться другие профильные сайты, и они готовы делиться информацией с коллегами.