Встреча президента Виктора Януковича с депутатами от Партии Регионов заслуживает того, чтобы быть вписанной в экономическую историю Украины в качестве доказательство того, как на самом деле работают властные рычаги.
До этой встречи в рядах фракции большинства намечалась очевидная фронда относительно голосования за евроинтеграционные законы и вообще согласия с курсом Украины на подписание соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Не секрет, что в рядах ПР немало политиков, которые воспитаны в традициях классического советского мышления, для которых столица – все еще в Москве, а не в Киеве и Янукович – в лучшем случае первый секретарь ЦК КПУ, а настоящий генсек по-прежнему в Кремле и фамилия его Путин. Кроме того, есть и люди, которым откровенно наплевать на российскую империалистическую фразеологию, для которых Советский Союз уже давно умер, но которые элементарно зарабатывают деньги либо на общем бизнесе с россиянами, либо окучивая тамошние власти на предмет своей преданности торжествующему шовинизму. Ну и, наконец, существуют те, кто работает с пророссийским электоратом или старается сделать свой электорат пророссийским. Словом, для фронды «совкового» толка вполне достаточно и можно предположить, что если в первый день сессии заявили о себе самые смелые – Вадим Колесниченко, Нестор Шуфрич, Олег Царев – то вскоре к ним присоединится мощная группа поддержки, благо Москва сделает для этого все возможное и невозможное.
Но после встречи с Януковичем фронда исчезла, испарилась, улетучилась, как будто ее и не было. Да, Колесниченко или Шуфрич будут по-прежнему давать интервью и писать блоги, но это совершенно ничего не значит, потому что они – не блогеры, а депутаты. И важно не то, что они говорят, а то, как они голосуют. А голосовать «регионалы» намерены правильно.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Почему Ющенко никогда не удавалось навести порядок в собственной фракции, а у Януковича это получается? Есть две причины. Первая – это полномочия. Ющенко был не «царем», а одним из альтернативных центров власти и в случае ссоры с ним можно было отойти в сторону без особых потерь. С Януковичем не забалуешь. И в соратниках Ющенко были не только бизнесмены, но и профессиональные политики из национал-демократического лагеря, так и не научившиеся – или не захотевшие учиться – по-настоящему монетизировать нахождение у власти. Вернее так: у Ющенко монетизация шла через должность, у Януковича должность является прикрытием монетизации и защитой бизнеса. Поэтому соратникам Ющенко были важны репутации, а соратникам Януковича важен бизнес, бизнес и еще раз бизнес. Пока дают дышать, можно и о Москве поговорить и об общей истории повздыхать. Но если перекроют краник, эта общая история станет интересна разве что Дмитрию Табачнику – и то большой вопрос, потому что министр молчит, а он всегда молчит, когда знает, что решение принято.
Янукович разговаривал с депутатами как с бизнесменами и на пальцах объяснил им, что в случае неповиновения все будет кончено. Этого объяснения хватило, тем более, что все понимают: у власти есть не только экономические, но и политические аргументы. Обстановка, в которой проходили последние выборы, позволяет поставить вопрос о фальсификациях в любом мажоритарном округе, лишив мандата любого союзника, оказавшегося попутчиком – а там уж от сумы да от тюрьмы не зарекайся! Именно поэтому «регионалы» решили не рисковать, а Янукович вновь доказал, что в современных условиях эффективной может быть только модель, основанная на экономической заинтересованности – и опасениях потерять возможности защиты своего настоящего, неполитического дела. Пока «регионалы» считают его гарантом этой защиты – они будут голосовать так, как велит им президент. Ну а если перестанут считать – Янукович еще может определенное время продержаться на страхе настоящих репрессий – но это будет означать уже поступательную эрозию экономической подушки режима.