Еще недавно Петр Порошенко был героем уничижительных комментариев интернет-пользователей, не нашедших на этикетках конфет «Рошена» украинских надписей. Качество изделий тогда мало кого интересовало, главное было пообещать, что конфеты Порошенко настоящие патриоты покупать не будут.
Сегодня «шоколадный» олигарх — чуть ли не национальный герой. Решение о запрете продукции его фабрик в России и Беларуси доказало, что на самом деле Порошенко — никакой не пособник Москвы, а настоящий защитник интересов украинской государственности. Конечно, бывший министр экономики в правительстве Николая Азарова вряд ли хотел бы возвращать себе репутацию национал-демократа таким разорительным путем, но нет худа без добра: теперь конфеты Порошенко должны быть в каждом приличном украинском доме и совершенно не важно, на каком языке будут их этикетки. Ведь раз их не любят в Москве, это точно наши конфеты!
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
Жизнь в таком уютном черно-белом мирке и позволяет манипулировать общественным сознанием. Если тебя запретили в России — значит, ты демократ по определению. Обстоятельства, связанные с этим запретом, мало кого волнуют, ясно только, что если разрешат, то демократом ты уже не будешь. Именно поэтому проходимцы, давно уже испортившие себе профессиональную репутацию на родине, приезжают в Украину читать нам мораль с телевизионных экранов, и даже когда они забывают о приличиях в своем стремлении заработать побольше и лизнуть получше, передовые украинские журналисты продолжают беседовать с ними с придыханием.
Именно поэтому ни в истории с этикетками, ни в истории с запретом никого не интересует качество продукции «Рошена» — все говорят только о политических обстоятельствах. Потому и за Януковича голосуют — свой, донецкий. Потому и Ющенко так любили — свой, украинский. Потому восхищаются родной природой, не думая об инфраструктуре доступа и экологии, родными продуктами — не интересуясь, как они сделаны, памятниками культуры — не переживая об их разрушении. Или наоборот: природа у нас загажена, продукты отравлены, памятники уничтожены, надо валить. Причем я даже не скажу, что в стране наблюдается противостояние тех, кто восхищается, с теми, кто всем недоволен. Нет, история с «Рошеном» доказывает, что от любви до ненависти один лишь шаг, что одни и те же люди могут сегодня охаивать то, чем завтра будут восхищаться. Это — не противостояние, это — общество без полутонов. Вот почему вчерашние кумиры так быстро перестают восприниматься своими сторонниками.
Вот почему любое пустое место за месяц превращается в мессию и надежду нации и наоборот. Вот почему «дуболомные» интернет-газетки с манипулятивными новостями и авторами-провокаторами могут восприниматься всерьез, а действительно компетентной, умеющей анализировать окружающий мир журналистики просто нет. Никому не нужна серьезная журналистика, ответственная политика, компетентная экономика.
И шоколад нам тоже не нужен. Нам нужен фантик.